КГУ "Карагандинская областная юношеская библиотека имени Жайыка Бектурова"
00:00:00





Официальный сайт КГУ "ОЮБ имени Ж.Бектурова"
www.uniorlib.kz


Богатство детей  - отец и мать (узбекская пословица)

Узбекский культурно-этнический центр «Бирлик»

 

Общественное объединение «Узбекский культурно-этнический центр в Карагандинской области «Бирлик» создано в 2006 году. Председатель Общественного объединения «Узбекский культурно-этнический центр в Карагандинской области «Бирлик», член  Ассамблеи  народа  Казахстана, Депутат Карагандинского городского маслихата IV и V созывов,  кавалер Ордена Достық II степени - Бахтияр Серикбаевич Исхаков.

Основной целью деятельности областного узбекского этнокультурного объединения является сохранение, возрождение языка, культуры и традиций узбекского народа. Главными направлениями работы центра являются: укрепление  межэтнического согласия, развитие культурных и общественных связей с представителями других этнических групп, проживающих в регионе. Под руководством председателя творческий коллектив центра принимает активное участие в областном фестивале национальных культур, мероприятиях, направленных на укрепление мира и дружбы между народами республики. ЭКО организовывает вечера, посвященные дружбе народа Казахстана, по их инициативе на протяжении многих лет проводится фестиваль цветов в городе Караганде, что способствует культурно-эстетическому воспитанию. 

Члены общества принимают активное участие в общественно-политической жизни области. Они регулярно выступают в республиканских, областных средствах массовой информации, поддерживая внутреннюю и внешнюю политику, проводимую Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, пропагандируя осуществляемые социально-экономические реформы, казахстанскую модель межэтнического и межконфессионального согласия. 

Проводят большую работу по воспитанию молодого поколения и приобщения его к культурным ценностям узбекского народа, воспитанию казахстанского патриотизма, любви и уважения к родине. Председатель общества оказывает помощь детским домам, ветеранам, инвалидам и другим категориям малообеспеченных граждан.

 

Материальная и духовная культура этноса

Самоназвание – узбек. В VI веке нашей эры в Среднюю Азию стали проникать тюркоязычные племена. Происходило постепенное сближение и слияние ираноязычного и тюркоязычного населения. В XI-XII  вв., завершилось в основных чертах формирование узбекской народности. Этноним «узбек» появился в конце XV века. Древними предками были согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы и сако-массгетские племена. Все эти народы были ираноязычными.

Узбеки в Казахстане – один из крупных коренных народов в Республике Казахстан. Как и преобладающие, в стране казахи, узбеки тюркоязычны и также исповедуют ислам суннитского толка.

 

Язык

Узбекский язык – тюркский язык. Грамматически и лексически ближайшими современными родственниками литературного узбекского языка являются уйгурский и или-тюрский языки карлукской (чагатайской) группы. Диалектичен, что позволяет отнести его к разным подгруппам. Является родным и основным языком для большинства узбеков.

Во многом благодаря усилиям Алишера Навои (среднеазиатский тюрский поэт, философ суфийского направления, государственный деятель тимуридского Хорасана), староузбекский стал единым и развитым литературным языком, нормы и традиции которого сохранились до конца XIX в. В начале XX в. в узбекском литературном языке появилась тенденция демократизации его норм, в результате чего он стал более простым и доступным.

До 1928 года узбекский язык использовал арабский алфавит. С 1928 по 1940 годы в СССР  использовалась письменность на основе латинского алфавита. С 1940 по 1992 годы в СССЛ применялась кириллица. В 1992 году узбекский язык в Узбекистане был вновь переведён на латиницу,  несмотря на реформу по переводу узбекского языка на латинскую графику.

 

Традиции и обычаи

Традиции и обычаи узбекского народа складывались веками. Они весьма самобытны, ярки и многообразны, восходят к разным эпохам и религиям. Начало формирования культуры узбекского этноса относят к VI-VII векам до нашей эры, к тому времени, когда в долинах рек Амударья, Сырдарья и Зарафшан кочевые племена перешли к оседлому образу жизни и создали свои первые государства. Бывшие кочевники основали поселения и города, привезя с собой обычаи и традиции, основанные на древних культах предков. На протяжении веков традиции и обычаи узбекского народа оставались почти неизменными, несмотря на стремление многочисленных захватчиков навязать чуждую иноземную культуру. Наибольшее влияние на формирование обычаев и традиций узбекского народа оказали арабы, распространивших религию ислам по всей территории Средней Азии. Традиции ислама тесно переплелись с доисламскими верованиями и традициями, с местной культурой, прочно закрепились в быту и сознании узбекского народа.

Основными особенностями характера узбекской семьи является гостеприимство и традиционно почтительное уважение к старшим по возрасту. Узбеки обычно живут большими семьями, состоящими из нескольких поколений, поэтому предпочтение отдается большим домам на земле. Значительное место в быту, как элемент гостеприимства, занимает чайная церемония. Причем, заваривание чая и разливание его гостям является исключительной прерогативой хозяина. Принято всегда принимать приглашения на обед или ужин и приходить вовремя. Направляясь в гости, желательно захватить с собой сувениры или сладости для детей хозяина. За руку здороваются обычно только с мужчинами. С женщинами и лицами, сидящими в отдалении, здороваются, прикладывая правую руку к сердцу и сопровождая этот жест легким наклоном головы. Во время рукопожатия традиционно интересуются здоровьем, состоянием дел на работе и дома. В сельской местности в случае прихода гостя женщины обычно не садятся за один стол с мужчинами, чтобы не мешать их беседе. Не принято восхищаться красотой женщин и обращать на них пристальное внимание. При входе в жилое помещение снимается обувь. Необходимо занимать место, которое указывает хозяин. Причем, чем дальше оно от входа, тем оно почетнее.

Вековые обычаи и традиции узбеков бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. Как и у многих азиатских народов, большинство праздничных узбекских обычаев связано с главными семейными торжествами: свадьбой и рождением ребенка. С этими событиями связано множество обрядов и ритуалов, задействованы родители, дети, братья, сестры, близкие и дальние родственники и даже соседи и гости – каждому отведена своя роль.

В узбекской семье появление младенца сопровождается древним ритуальным празднеством «Бешик туйи» - «Деревянная колыбель». Этот обряд проводится обычно на седьмой, девятый, одиннадцатый или сороковой день со дня рождения ребенка. В день проведения обряда родственники со стороны жены приносят богато убранную колыбель «бешик» и необходимые принадлежности для ребенка, а также много разных сладостей, традиционные узбекские лепешки и игрушки для малыша, которые заворачивают в скатерть - дастархан. Звуки карная, сурная и бубна оглашают начало совершения обряда. В доме собирается много гостей, которых проводят за праздничный стол, заставленный богатым угощением. Малыш подрос. Теперь ему предстоит пройти очень важный для него обряд хатна-килиш или суннат туйи. Это очень древний, освященный исламом, узбекский обряд обрезания. Проводится он у мальчиков в возрасте от трех до девяти лет. В народе этот обряд еще называют "свадьбой". Готовиться к свадьбе родители начинают уже с самого рождения ребенка.

Свадебный обряд традиционно имеет в жизни узбеков исключительно важное значение и отмечается особенно торжественно. Основным моментом свадебного цикла обряда является переход невесты из дома родителей в дом жениха. В день свадьбы в доме у девушки устраивается свадебный плов, который готовится в доме жениха и отправляется к невесте. Такой же плов устраивается и в доме жениха. В день свадьбы имам мечети читает молодым "Хутбаи никох" (молитву о бракосочетании), после которой молодые объявляются мужем и женой перед богом. Имам объясняет молодым права и обязанности мужа и жены. Обычно после совершения никоха молодые едут в ЗАГС для регистрации своего гражданского брака.

Традиционным формам общественных отношений в Узбекистане относятся, прежде всего, махалля - соседская община, объединения мужчин джура, цеховые объединения мастеров-ремесленников. Узбекская махалля имеет тысячелетнюю историю и является центром семейно-бытовых и религиозных обрядов и праздников. Здесь бережно сохраняются и передаются от поколения к поколению ритуалы их проведения. Как правило, в традиционных махаллях действуют мечети. Сохранился и древний обычай взаимопомощи - хашар. Методом хашара помогают близким строить дом, благоустраивать свой район, улицу, город. В суверенном Узбекистане махалля стала хранителем традиций культуры и нравственности узбекского народа, признанным законом механизмом самоуправления граждан.

 

Национальная одежда

Своеобразие одежды местных народов издавна определялось климатическими, бытовыми условиями и родоплеменными традициями. Еще в 19 в. одежда (халаты, платья, рубахи) продолжали сохранять черты архаичности: широкая, длинная, цельнокроеная, она свободно ниспадала, скрывая формы человеческого тела. Одежда отличалась единообразием: зимняя и летняя, мужская, женская и детская, она была близка по форме и крою. Традиционный национальный мужской костюм состоит из теплого стеганого халата - чапана, подвязанного платком или платками, головного убора тюбетейки, а также сапог, выполненных из тонкой кожи. Мужчины носили рубахи прямого покроя, нижний и верхний халаты. Халат мог быть легким или теплым, стеганным на вате. По бокам халата имелись разрезы для удобства при ходьбе и сидении на полу. Халат - чапан обычно подвязывался платком или платками. Праздничный национальный костюм отличается от повседневного красотой и богатством используемых тканей, вышивок и т. д. Женский национальный костюм состоит из халата, функционального платья простого покроя из хан-атласа, и шаровар - широких тонких брюк, зауженных внизу. Головной убор женщины состоял из трех основных элементов: шапочки, платка и тюрбана. Праздничный женский костюм отличается от повседневного добротностью и красотой тканей, из которых он выполняется. Детская одежда повторяла формы одежды взрослых. Наряду с общими чертами, одежда каждого района или племени имела своеобразие, выражающееся в используемой ткани, форме кроя и т.д.

 

Национальная кухня

Узбекская кухня характерна своим многообразием. Пища узбеков состоит из большого числа всевозможных растительных, молочных, мясных продуктов. Важное место в питании занимает хлеб, выпекаемый из пшеничной, реже из кукурузной и других видов муки в виде различных лепёшек (оби-нон, патир и других). Распространены и готовые мучные изделия, в том числе — десертные. Ассортимент блюд отличается разнообразием. Такие кушанья, как лапша, супы и каши из риса (шавля) и бобовых (машкичири), приправляют растительным или коровьим маслом, квашеным молоком, красным и чёрным перцем, различными травами (укроп, петрушка, киндза, райхан и т. д.). Разнообразны молочные продукты — катык, каймак, сметана, творог, сузьма, пишлок, курт и т. д. Мясо — баранина, говядина, мясо птиц (курятина и т. д.), реже конина. Сравнительно незначительное место в питании занимают такие популярные в других регионах продукты как рыба, грибы и другие продукты.

Излюбленное блюдо — плов. Большое место в питании занимают овощи, фрукты, виноград, арбузы, дыни, различные ореховые культуры (прежде всего грецкие и арахис). Главный напиток — чай, чаще зелёный.

 

Общественное объединение «Узбекский культурно-этнический центр в Карагандинской области «Бирлик»

Руководитель: Исхаков Бахтияр Серикбаевич

Адрес: Карагандинская область, г.Караганда, пр.Шахтеров 64, Дом дружбы

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Телефон 87017716446