КГУ "Карагандинская областная юношеская библиотека имени Жайыка Бектурова"
00:00:00





Официальный сайт КГУ "ОЮБ имени Ж.Бектурова"
www.uniorlib.kz


Молодежная политика

В настоящее время молодежь в Казахстане составляет 29% населения, доля сельской молодежи при этом составляет 48% от общей численности молодёжи.

 

Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти в рамках государственных, отраслевых и региональных программ при участии молодежных общественных организаций.

 

В рамках реализации отраслевой и регинальных программ молодежной политики созданы условия для активного вовлечения молодых граждан в социально-экономическую и общественно-политическую жизнь страны, внедрены приниципиально новые формы работы с молодежью.

 

В каждом регионе действуют Штабы молодежных и студенческих трудовых отрядов, которые ежегодно обеспечивают сезонное трудоустройство более 30 тысяч учащейся молодежи, в том числе при организации озеленения и благоустройства территорий по программе «Жасыл ел».

 

В 2 раза увеличилось количество молодежных организаций и составило более 720 в 2008 году. Доля молодежи, принимающей участие в их деятельности, составляет 22% от общей численности.

 

В общественно-политических процессах активно принимает участие более 70% студенческой молодежи. Организованная молодежь консолидирована под эгидой единых общественных организаций и движений, отстаивающих интересы молодежи.

 

Ежегодно проводятся республиканские и региональные мероприятия для молодежи: Конгрессы молодежи, Общереспубликанские форумы, сборы армейского актива, слеты лидеров студенческой молодежи, массовые патриотические акции, конференции, конкурсы, игры, круглые столы и др.

 

В реализацию данных программ в основном была вовлечена организованная часть молодежи, в их числе учащиеся, студенты, активисты и целевые группы молодежных неправительственных организаций.

 

Для своевременного выявления и оценки влияния современных вызовов, тенденций, предпосылок развития ситуации в молодежной среде необходима объективная информационно-аналитическая база, позволяющая осуществить социально-экономическую стратификацию молодежи.

 

Был проведен ряд тематических социологических и экспертных обследований и наблюдений. При этом государственными органами не была обеспечена их системная интеграция, в связи с чем не осуществлялось комплексное наблюдение динамики социально-демографических и экономических показателей жизнедеятельности отдельных социально защищаемых категорий молодежи, в том числе молодых людей, находящихся за чертой бедности, в трудных жизненных ситуациях, в местах лишения свободы и других страт.

 

В рамках реализации Государственной программы патриотического воспитания граждан на 2006-2008 годы на республиканском и региональном уровнях создана система патриотического воспитания. За период реализации программы проведено более 800 патриотических мероприятий.

 

Существующая система патриотического и гражданского воспитания требует своего дальнейшего развития и модернизации. В учреждениях дополнительного образования, молодежных организациях, патриотических и дворовых клубах имеется дефицит специалистов, способных эффективно организовать патриотическое воспитание детей и молодежи, недостаточно информационно-методических пособий по вопросам формирования гражданской ответственности и патриотизма, военно-патриотического воспитания.

 

Анализ процессов, происходящих в молодежной среде, показал, что наряду с заметными изменениями в уровне развития современной молодежи приходится констатировать общее снижение культурных запросов, образовательного уровня, наблюдается кризис идеалов и утрата духовных ориентиров. Недостаточно эффективная организация воспитательной работы в системах образования, обороны, внутренних дел, туризма и спорта способствует изменению ценностных ориентаций подрастающего поколения, развитию обособленных поведенческих форм в социуме.

 

Вследствие чего по данным социологических опросов, отмечается недостаточное в сравнении с международными трендами развитие правовой и поведенческой культуры молодежи, функциональной грамотности и возможности применения приобретаемых навыков и умений.

 

Особую актуальность в свете противодействия внешним вызовам приобретает эффективная организация воспитательной работы среди молодых военнослужащих, работников силовых структур, студентов, обучающихся за рубежом.

 

Социальная, жилищная, языковая и межэтническая политика, реформы в системах образования, здравоохранения, трудоустройства молодежи реализуются в рамках соответствующих государственных, отраслевых и региональных программ, а также стратегических планов государственных органов.

 

В целях создания социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для духовного, культурного, образовательного, профессионального становления и физического развития молодежи, раскрытия ее творческого потенциала в июне 2004 года принят Закон Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан». Анализ реализации Закона свидетельствует о его декларативности и наличии большой доли бланкетных норм, ввиду чего сегодня Закон не исполняет свои функции.

 

К числу программ, предусматривающих комплекс мер, направленных на молодежь относятся программы молодежной политики, патриотического воспитания граждан, развития образования, развития физической культуры и спорта, функционирования и развития языков, жилищного строительства, «Здоровый образ жизни» и другие.

Образование для молодежи

Образование для молодежи является основополагающим конкурентным преимуществом.

 

Сегодня образовательными программами охвачено 83% молодежи в возрасте от 14 до 21 года. В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» молодежь имеет право на бесплатное начальное, основное среднее и общее среднее образование, а также на конкурсной основе, в соответствии с государственным образовательным заказом, бесплатное техническое и профессиональное, послесреднее, высшее и послевузовское образование.

 

В Казахстане охват населения общим средним образованием в возрасте 7-17 лет составил 96%. В системе высшего образования продолжают обучение 56% молодых людей, в системе технического и профессионального образования - 12,5%.

 

В 2008 году по государственному образовательному заказу в системе технического и профессионального образования обучается 32,4% от общего количества обучающихся, в послесреднем образовании — 17,5% учащихся, в высшем образовании – 18,7%.

 

Согласно экспресс-опросу удовлетворенность качеством образовательных услуг учащимися и студентами составляет 51% и 65 % родителей обучаемых. Трудоустройство выпускников организаций высшего образования составляет менее 60 %, технического и профессионального менее 70%.

 

Профессиональное обучение недоступно сельской молодежи. В 27 районах республики отсутствуют профессиональные лицеи.

 

При проведении конкурсов на получение образовательных грантов предусматривается 1% квота приема для молодежи с ограниченными возможностями в развитии, 0,5% для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также 30% квота для сельской молодежи на специальности, определяющие социально-экономическое развитие села.

 

Для оказания помощи студентам, обучающимся на платной основе, Президентом Республики Казахстан были даны поручения Правительству страны на расширенном заседании Бюро Политсовета Народно-демократической партии «Нур Отан» 12 февраля 2009 года о выделении 11 тысяч дополнительных образовательных грантов и 40 тысяч долгосрочных льготных кредитов для студентов.

 

В 2008-2009 учебном году контингент студентов республики составляет 633 814 человек, из которых 330 970 обучаются по очной форме, в том числе 206 718 – на платной основе. Среди них 16 166 человек являются отличниками учебы, в том числе около 12 тысяч обучаются на 3-м и старше курсах.

 

Обучающимся по программам высшего, послевузовского и профессионально-технического образования государством обеспечивается социальная поддержка.

Выпускникам детских домов, а также обладателям образовательных грантов выплачивается ежемесячная государственная стипендия. Размер стипендии в 2009 году составляет студентам 9 375 тенге, магистрантам – 23 958 тенге, докторантам – 36 699 тенге, учащимся колледжей – 7 500 тенге, профессиональных лицеев – 3 250 тенге.

 

Выплата компенсации на междугородний проезд в каникулярный период обеспечивается за счет средств республиканского бюджета всем обучающимся по государственному заказу. Льготный проезд на общественном транспорте (кроме такси) для обучающихся очной формы обучения по решению местных исполнительных органов осуществляется только лишь в г. Алматы, Алматинской, Актюбинской, Карагандинской, Жамбылской, Атырауской областях.

 

Общежитиями обеспечено только 36% иногородней молодежи, обучающейся в государственных вузах, 8% - в частных вузах и 2,5 % - в системе технического и профессионального и послесреднего обучения.

 

Согласно прогнозным расчетам для полного обеспечения иногородних студентов жильем потребность в дополнительном строительстве общежитий сегодня составляет 500 тыс. м 2 .

 

Обеспечение охраны здоровья молодежи, формирование ее здорового образа жизни является одним из стратегически важных направлений государственной политики Республики Казахстан. Охрана здоровья молодежи проводится в рамках действующих нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы здравоохранения.

 

Согласно Закону Республики Казахстан «Об охране здоровья граждан» государственная политика в области охраны здоровья граждан проводится на основе принципов доступности и качества оказания медицинской помощи и солидарной ответственности государства, работодателей и граждан за сохранение и укрепление индивидуального и общественного здоровья.

 

Ответственность за организацию проведения обязательных и периодических медицинских осмотров учащейся молодежи несут учреждения образования, работающей — работодатели. Вследствие недостаточной эффективности мер, предпринимаемых работодателями по организации профилактических осмотров, и низкой культуры здоровья граждан только определенные категории наемных работников, в т.ч. до 29 лет, проходят систематические осмотры.

 

В системе образования 98% учащихся охвачено обязательными медицинскими осмотрами. Обеспеченность медицинскими кабинетами в системе среднего образования составляет 77%, в техническом и профессиональном - 94%, в высшем - 75%. Обеспеченность врачами в организациях среднего образования составляет 65,5%, медицинскими сестрами – 87,7%, школьными психологами – 67%; укомплектованность медицинским оборудованием – 62%.

 

Молодежь в Казахстане имеет право на бесплатное медицинское обслуживание, в рамках установленного гарантированного объема бесплатного медицинской помощи. Согласно экспресс-опросам удовлетворенность молодежи качеством услуг государственных медицинских учреждений составляет 40,8 %.

 

Основными проблемами в сфере сохранения здоровья подростков и молодежи являются высокий процент травматизма, нерациональное питание, недостаточная физическая активность, употребление психоактивных веществ, сохранение репродуктивного, а также психического здоровья. Не ведется мониторинг основных показателей здоровья в возрастной структуре подростков и молодежи с 14 до 29 лет.

 

Смертность от травм и несчастных случаев занимает второе место среди причин смертности населения Республики Казахстан. Показатель детского и подросткового травматизма в Казахстане за последние 5 лет вырос более чем на 5% с 1990,8 в 2003 году до 2246,9 на 100 тыс. населения в 2007 году. В структуре травм 49% составляют бытовые, 27% – уличный травматизм, 4% – травмы, полученные от дорожно-транспортных происшествий, школьный травматизм – 6,2%, спортивные травмы – 5,2% и прочие – 9%.

 

Сегодня лишь 15% населения республики систематически занимается физкультурой. По результатам социологического опроса 24,4% молодежи в свободное время желает заниматься спортом. Сеть детско-юношеских спортивных школ в настоящее время не обеспечивает данную потребность молодежи. Слабо поставлена работа по местожительству населения, недостаточно развита сеть подростковых клубов, малое количество спортивных площадок и сооружений в местах массового отдыха. Обеспеченность спортивными залами и сооружениями в системе среднего образования составляет 71%, в техническом и профессиональном - 95%, в высшем - 75%. В ряде школ спортивные оборудования не обновлялись более 30 лет; 12,4% спортивных залов школ являются приспособленными.

 

Доступ в частные спортивные учреждения для молодежи осложняется высокой стоимостью услуг.

 

Особо остро стоит проблема развития спорта на селе. В сельской местности шести областей страны нет плавательных бассейнов, в 13 районах республики нет детско-юношеских спортивных школ, в связи с чем количество занимающихся спортом на селе в два раза ниже общереспубликанского показателя.

 

Употребление молодежью психоактивных веществ также представляет собой серьезную проблему, которая косвенно или прямо затрагивает каждого пятого жителя страны. Распространение курения, употребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание этих тенденций может вызвать необратимые последствия.

 

Потребление табака (22,8%) и алкоголя (18,1%) подростками и молодыми людьми продолжает оставаться на достаточно высоком уровне, при этом показатели распространенности курения особенно возрастают среди девушек.

 

Точный учет наркотизации молодежи ведется в диспансерах на стадии, когда за помощью обращаются преимущественно больные наркоманией. В этом случае под учет подпадают только те, кто обратился в государственное учреждение. По данным Генеральной прокуратуры Республики Казахстан по состоянию на 1 октября 2008 года на учете состояло 54 751 лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами, психотропными и токсическими веществами, в том числе 4 790 женщин. Учитывая международный опыт, организация ранней помощи и профилактики наркозависимости наиболее актуальна среди молодых людей до 19 лет.

 

Постоянно растут показатели заболеваемости и смертности в связи с проблемами психического здоровья. По имеющимся оценкам, до 20% подростков страдают психическими или поведенческими проблемами. Не уменьшается количество случаев суицида среди молодежи. По данным ВОЗ критическим порогом считается число суицидов, составляющее свыше 20 на 100 тысяч населения. После стран Восточной Европы и России, Казахстан входит в группу стран с высокими проявлениями суицидального поведения. За последнее десятилетие число самоубийств составляет 27-29 на 100 тысяч населения.

 

Подростки и молодежь являются целевой группой мероприятий по пропаганде и формированию здорового образа жизни, проводимых в рамках реализации программы «Здоровый образ жизни». Действует Национальный Центр проблем формирования здорового образа жизни, который формирует региональную службу ФЗОЖ. Сегодня функционируют 14 областных, 9 городских, 10 районных Центров формирования здорового образа жизни и 252 Центра укрепления здоровья. Разработана и апробируется интегрированная образовательная программа «Здоровье и жизненные навыки», внедряются услуги, дружественные к молодежи.

 

Сегодня молодежные центры здоровья функционируют в городах Алматы, Астана, Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Тараз и Шымкент. Услуги, дружественные к молодежи, являются комплексными и включают в себя, помимо медицинской помощи, целый блок социальной, психологической, юридической помощи на принципах доступности, доброжелательности, доверия и добровольности.

 

Недостаточно осуществляется информирование молодежи о влиянии образа жизни на здоровье, вреде потребления психически активных веществ, алкогольной и никотиновой зависимости.

 

Анализ основных индикаторов рынка труда в Республике Казахстан за 2005 – 2007 годы свидетельствует об увеличении численности занятой молодежи на 2,8% и снижении уровня молодежной безработицы. Уровень безработицы граждан в возрасте от 16 до 24 лет в 2008 году составляет 9,3%, что на 2,4% выше уровня безработицы среди взрослого населения.

 

В структуре занятости городской молодежи превалирует наемный труд - 52,3%. Уровень молодежной безработицы выше в городах - в 2007 году он составил 12,5%, у сельского населения - 7,2%.

 

Государство в соответствии с Законом Республики Казахстан «О занятости населения» обеспечивает меры по содействию занятости целевым группам населения, в том числе молодежи в возрасте до 21 года, воспитанникам детских домов, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет.

 

Согласно стратегическому плану Министерства труда и социальной защиты населения молодежь и женщины выделены в отдельные категории. Реализуются отдельные меры по содействию эффективной занятости молодежи, профессиональному обучению безработных в соответствии с потребностями рынка труда, организации общественных работ и трудоустройству молодежи на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики», проводятся ярмарки вакансий.

 

В общественных работах приняли участие 5,9 тысяч молодых граждан в возрасте до 21 года, в том числе 33 воспитанника детских домов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет и 199 учащихся, студентов.

 

При содействии органов занятости завершили профессиональное обучение и переподготовку 4,0 тыс. молодых граждан в возрасте от 16 до 24 лет (в т.ч. 2,0 тыс.- жителей сельской местности), из них 1,0 тысяча – выпускники организаций образования. Из общего числа молодежи, завершившей обучение, трудоустроены 3,3 тыс. человек, открыли собственное дело – 113.

 

В целях решения проблем трудоустройства выпускников органами занятости реализуется проект «Молодежная практика»: за шесть месяцев 2008 года в ней приняли участие 918 выпускников организаций образования, в том числе из них 376 человек (41%) трудоустроены на постоянную работу. Результаты экспертных опросов свидетельствуют о том, что данный проект востребован молодежью, но ограничен для большой доли молодежи по возрасту и стажу.

 

В первом полугодии 2008 года на социальные рабочие места трудоустроен 781 человек из числа молодежи. Однако создаваемые социальные рабочие места мало востребованы среди молодежи, поскольку их средний уровень заработной платы составляет 8 700 тенге.

 

Из обратившихся в органы занятости 38,9% составляет молодежь, проживающая в сельской местности, 11,9 % выпускников организаций образования. Из общего количества обратившихся доля трудоустроенных молодых людей до 23 лет составила 80,5%, в том числе, проживающих в сельской местности – 78,6%, выпускников организаций образования - 39,5%.

 

Доля обратившихся в органы занятости, от общего количества безработной молодежи в возрасте до 24 лет, составляет 78,6%.

 

Данные показатели свидетельствуют о низкой эффективности мер, направленных на трудоустройство молодежи, имеющую базовую профессию. Сегодня потребность рынка труда на 3/4 представлена рабочими профессиями. По имеющимся результатам исследований особый дефицит квалифицированных рабочих представлен в строительстве – 9,9 тыс. человек, в сельском хозяйстве – 9,6 тыс. человек, в технологии машин и оборудования – 7,6 тыс. человек, в сфере обслуживания – 6,8 тыс. человек. Единая информационная база о состоянии спроса и предложения на рынке труда отсутствует.

 

Значительную часть незанятой молодежи республики составляют молодые люди в возрасте 16-19 лет, которые окончили школу, но не обучаются в учебных заведениях и не имеют достаточного практического опыта работы.

 

В структуре безработных молодых граждан превалирует женская безработица. Обеспеченность детскими садами сегодня составляет 35,6 %, что препятствует трудоустройству обоих супругов в молодой семье.

 

При участии гражданского сектора ежегодно реализуется ряд проектов, направленных на повышение уровня трудоустройства молодежи и адаптацию молодежи в рынок труда. В их числе - программа «Жасыл ел», инициативы по развитию студенческих строительных и трудовых отрядов, проекты «Кадровый резерв», «С дипломом в село», «Молодежная биржа труда».

 

Молодежь не в полной мере владеет информацией о мерах, предпринимаемых государством, по решению вопросов трудоустройства и занятости в рамках региональных программ и социально значимых проектов. Отмечается недостаточная пропаганда рабочих специальностей и слабое информирование молодежи о востребованных специальностях на рынке труда.

 

В структуре занятости молодежи произошли изменения в соотношении численности наемных работников и самостоятельно занятых с превалированием наемной занятости в негосударственных организациях. Среди категорий самозанятой молодежи растет доля работодателей. Доля молодежи, занятая наемным трудом, увеличилась на 3,7 % и составила 52,3%. На 13,7% возросла численность наемных молодых работников негосударственных организаций. В структуре занятости сельской молодежи продолжается преобладание доли самозанятых.

 

Важной составляющей развития молодежи является выявление и реализация инновационного потенциала. Доля молодых, занимающихся научной и исследовательской деятельностью, в общем количестве исследователей составляет 21,4%. Только 20% молодых людей постоянно совершенствуют свои профессиональные навыки и намерены продолжать обучение на протяжении всей жизни.

 

Решение жилищных проблем молодежи осуществляется в рамках реализации государственных программ жилищного строительства в Республике Казахстан в соответствии с Законом Республики Казахстан «О жилищных отношениях», другими нормативными правовыми актами. В законодательстве Республики Казахстан жилищные права молодежи отдельно не выделены.

 

Доступ к жилью из государственного жилищного фонда имеет только та часть молодежи, которая относится к социально защищаемым слоям населения, например, дети-сироты, не достигшие двадцати лет, потерявшие родителей до совершеннолетия, и соответствующие критериям «нуждающиеся в жилье» согласно п. 69 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях». Согласно п. 9 статьи 118 указанного Закона первоочередное и внеочередное предоставление жилища из государственного жилищного фонда осуществляется семьям молодоженов, вступивших в первый брак до 30 лет и родивших ребенка в первые три года после вступления в брак.

 

В соответствии с Государственной программой жилищного строительства в Республике Казахстан на 2008 - 2010 годы в приоритетные категории населения, претендующие на жилье, входят молодые семьи, имеющие детей.

 

Согласно Закону «О государственной молодежной политике» молодой семьей является семья, в которой оба супруга не достигли возраста двадцати девяти лет, либо неполная семья, в которой детей (ребенка) воспитывает один из родителей, не достигший возраста двадцати девяти лет, в том числе разведенный, вдовый. На период обучения в высших учебных заведениях и организациях среднего профессионального образования молодым семьям предоставляются жилые помещения комнатного типа в общежитиях организаций образования.

 

С 2005 по 2007 годы доля молодых семей, получивших жилье в рамках программы, составила 13% (3 379 квартир). При этом доля молодых семей, не подтвердивших свою платежеспособность, составила 46% от общего количества потенциальных получателей квартир. Доля молодых семей, получивших земельные участки для индивидуального жилищного строительства, составила 27%.

 

Расширяется практика строительства арендного жилья, которое является наиболее востребованной и эффективной формой реализации государственной политики в области обеспечения жильем молодежи в развитых странах мира.

 

Не всеми местными исполнительными органами ведется учет граждан, нуждающихся в жилье. Первоочередной задачей местных исполнительных органов в рамках Государственной программы жилищного строительства в Республике Казахстан на 2008-2010 годы определена инвентаризация списков граждан, отнесенных к социально защищаемым слоям населения, с целью приведения в соответствие с действующим законодательством Республики Казахстан. В рамках данной работы необходимо выявление потребности молодежи в жилье, в том числе состоящих в браке.

 

Сегодня, точные данные о потребности молодых семей в улучшении жилищных условий отсутствуют. Руководствуясь экспертными оценками, потребность молодых граждан, в том числе имеющих семью, в жилье в возрасте от 21 до 29 лет составляет 85%. Согласно прогнозным расчетам максимальная ежегодная потребность в обновлении жилищного фонда, основанная на показателях молодых людей ежегодно вступающих в браки составляет порядка 4,5 млн. м 2 .

 


http://www.dvpko.kz - Сайт департамента внутренней политики

Президентская стипендиальная программа «Болашак»

1993 году от Указом Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева № 1394 от 5 ноября 1993 года была учреждена международная стипендия «Болашак».

 

Появлению программы способствовали требования времени. Наше государство только обрело независимость и вставало на путь свободных рыночных отношений в экономике, на путь демократии и полноправного вхождения в мировое сообщество, что требовало претворения в жизнь многих реформ. Как известно, проведение любых реформ требует наличия квалифицированных кадров, способных справиться с возложенными на них задачами.

 

Впервые в истории государств постсоветского пространства талантливой молодежи была предоставлена возможность, получать образование за рубежом полностью за счет государства. С 1994 по 2004 годы включительно в рамках программы «Болашак» образование получили 700 стипендиатов в 13 странах мира.

 

Международная стипендия «Болашак» стала своеобразным гарантом успешного карьерного роста и профессиональной самореализации ее выпускников. Подтверждением этому служит тот факт, что многие выпускники программы занимают ответственные посты на государственной службе, в государственных и международных организациях, в акционерных структурах, работают в различного рода государственных и международных проектах и, тем самым, вносят свой вклад в развитие государства. Однако практика показывала, что организационно-правовое обеспечение реализации программы «Болашак» требует постоянного совершенствования.

 

На начальном этапе реализации программы «Болашак» (1994-1997 годы) более 30 % стипендиатов выбывали из программы из-за низкой успеваемости или не возвращались в Казахстан после завершения обучения. Анализ показал, что основной причиной высокой доли невозвращения в Казахстан стало отсутствие каких-либо обязательств стипендиатов перед государством.

 

В 1997 году было разработано Положение о порядке присуждения стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак», утвержденное Указом Президента Республики Казахстан от 3 марта 1997 года № 3375. Положение затрагивало процедуры приема документов и отбора претендентов, а также предусматривало трудоустройство стипендиатов в государственные органы и организации Республики Казахстан после завершения полного курса обучения.

 

Другим вопросом, требовавшим решения, был вопрос о диспропорции в направлениях обучения. За 1994-1997 годы стипендия «Болашак» была присуждена, в основном, выпускникам экономических и гуманитарных факультетов казахстанских вузов. Выпускники технических факультетов были представлены в программе крайне мало, что было связано это с тем, что учебными планами технических специальностей предусматривается изучение иностранных языков в меньшем объеме по сравнению с учебными планами экономических и гуманитарных специальностей.

 

Начиная с 2000 года, в связи с изданием Указа Президента Республики Казахстан от 12 октября 2000 года № 470 «Об утверждении Правил отбора претендентов и присуждения международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак», претенденты с инженерным и техническим образованием получили право принимать участие в конкурсе на присуждение стипендии «Болашак» без учета требования о свободном владении одним из иностранных языков.

 

Таким образом, за 1994-2004 годы существования международной стипендии «Болашак» Министерством образования и науки РК был накоплен опыт в методологии отбора претендентов на присуждение стипендии. За эти годы Правила отбора претендентов изменялись дважды – в 1997 и в 2000 годах. Каждое нововведение было основано на накопленном в предшествующие годы опыте, с подведением определенных результатов и ставило новые задачи перед программой с учетом социально-экономических изменений, происходящих в казахстанском обществе.

 

В 2005 году Глава государства в Послании народу Казахстана объявил о необходимости ежегодного предоставления трем тысячам молодых и талантливых казахстанцев возможности обучения в ведущих учебных заведениях мира по международной стипендии «Болашак».

 

Необходимость в увеличении количества стипендиатов была вызвана веянием времени. В условиях уже сформировавшейся рыночной экономики государство выбрало путь развития, основанный на модели конкурентоспособной экономики и устойчивом росте приоритетных для Казахстана отраслей с постоянно растущей потребностью в специалистах в области индустриально-инновационного развития, образования и науки, менеджмента, маркетинга, логистики, новых информационных технологий, реформирования жилищно-коммунального хозяйства и других.

 

Претворение в жизнь инициативы Главы государства по увеличению количества стипендиатов международной стипендии «Болашак» было поручено реализовывать Акционерному обществу «Центр международных программ», учрежденному в этих целях постановлением Правительства Республики Казахстан № 301 от 4 апреля 2005 года.

 

С 2005 года наблюдается рост количества стипендиатов, более того, ожидается, что к 2009-2010 учебному году количество обучающихся стипендиатов программы «Болашак» составит 3000 человек.

 

С 2008 года научным и педагогическим работникам предоставлена возможность прохождения научных стажировок, а также введены квоты для сельской молодежи, государственных служащих, научных и педагогических работников.

 

В целях повышения качества образования, получаемого в рамках программы, проводится сокращение Списка ведущих зарубежных высших учебных заведений, научных центров и лабораторий, рекомендуемых для обучения и прохождения научной стажировки обладателями международной стипендии «Болашак». В него будут входить лучшие университеты, занимающие ведущие позиции в мировых рейтингах.


ссылка на сайт: http://www.edu-cip.kz