КГУ "Карагандинская областная юношеская библиотека имени Жайыка Бектурова"
00:00:00





Официальный сайт КГУ "ОЮБ имени Ж.Бектурова"
www.uniorlib.kz


Архитектура

Образование городов и поселков на территории Карагандинской области берет свое начало с первых оседлых поселении, возникавших в благоприятных для ведения земледельческого хозяйства районах Центрального Казахстана (ныне территория Осакаровского, Бухаржырауского, Нуринского районов). Одновременно на старинных торговых путях действовали ярмарки, в том числе одна из крупнейших в Казахстане — Кояндинско-Ботовская ярмарка. В связи с русской колонизацией Казахской степи ее полезные ископаемые осваивались в имперских целях. Вокруг возникавших небольших рудников и заводов строились рабочие поселки. В 1824 г. был основан Каркаралинск, единственный до строительства Караганды город на территории области.

 

Основная часть населенных пунктов возникла после Октябрьской революции. Современная Караганда основана на месте шахтерского поселка, образованного в центре Карагандинского угольного бассейна. Зарождение угольной промышленности в регионе требовало скорейшего развития и электрификации. Строительство первенца энергетики области началось в долине р. Нуры, в 35 км к С.-З. от Караганды, вблизи поселка Самарканд (ныне Темиртау), ставшего ядром Карагандинско-Темиртауской городской агломерации, представленной ныне гг. Караганда, Темиртау, Сарань, Абай, Шахтинск, рабочими поселками, и, одновременно, организующим центром Карагандинско-Темиртауского промышленного района, формирование которого началось в 30-е годы. К наиболее крупным и благоустроенным населенным пунктам области также относятся: город районного подчинения Каркаралинск; п. г. т. Молодежный и Топар, возникшие во время строительства канала Иртыш-Караганда и Карагандинской ГРЭС-2, Карагайлы, формирование которого связано с эксплуатацией Карагайлинских рудных месторождений, а также п. г. т. Осакаровка, Ботакара (Ульяновка), п. Агадырь, с. Егиндыбулак, Актогай. В 1934–38 гг. был разработан генеральный план ГПИ «Мособлпроект» (архитекторы А. Кузнецов, А. Карнаухов), по которому намечалось строительство Нового города на 300 тыс. жителей. Однако реализация его в годы первых пятилеток была связана с экономическими трудностями. К концу Великой Отечественной войны здесь возникло более 30 пришахтных поселков. Жилищный фонд Караганды состоял в этот период на 90 % из неблагоустроенных деревянных, саманных и глинобитных строений. Соседство жилья с терриконами свидетельствовало о необходимости скорейшего решения градостроительных задач и коренного переустройства сложившейся системы расселения около 200 тыс. жителей.

 

В 50-е годы в Караганде сформировалась северная часть Нового города с характерной системой современных общественных центров, развитой структурой транспортных магистралей и улиц, появились объекты социально-культурно-бытового назначения. Однако темпы роста города отставали от быстрого увеличения численности населения из-за слабо развитой строительной индустрии. В целях решения жилищной проблемы на безугольных территориях строились поселок Новая Тихоновна, Майкудук, Федоровка и др. В период 60–80-х годов жилищно-гражданское строительство в Караганде получило индустриальную основу. В 1959 г. вступил в строй домостроительный комбинат. Новый город стал быстро застраиваться, на его территории появились крупные жилые массивы с многоэтажными благоустроенными домами. В 1968 г. был утвержден новый генеральный план развития Караганды на 650–700 тыс. жителей (ЦНИИ градостроительства, г. Москва, архитекторы В. Шквариков, А. Хохлов). К этому времени была решена проблема территориального развития Караганды, основным принципом которого является размещение массового строительства на безугольных территориях к Ю.-В., вдоль железной дороги.

 

Главная идея нового генерального плана - создание единого города, объединяющего исторически сложившиеся и теперь уже благоустроенные районы: Майкудук, Новый город, Пришахтинск. В основе архитектурной планировочной структуры города - жилые районы с численностью населения до 20–25 тыс. чел., застроенные 9-12-этажными домами.

 

В 1994 г. произведена корректировка генплана и разработан ПДП (проект детальной планировки) Юго-Восточного планировочного района, однако данный документ не был утвержден. В 2004 г. выполнена разработка первой стадии ген. плана города — долгосрочного прогноза развития города (концепции) с целью определения направлений хозяйственно-экономического и территориально-функционального развития города, исходя из комплексного анализа градостроительных условий, ресурсного потенциала и поэтапной ее реализации. Концепция архитектурно-планировочных решений застройки территорий Караганды предусматривает рост численности населения города к 2030 г. до 1,2 млн. чел. при благоприятных условиях развития, с промежуточным увеличением численности до 630 тыс. человек. В настоящее время площадь города Караганды в старых границах составляет порядка 58 тыс. га.

 

Юго-Восточный район города, где ведется интенсивное жилищно-гражданское строительство, стал местом формирования нового современного центра Караганды. Центром Караганды остается Новый город с большим парком культуры и отдыха, расположенным по обе стороны р. Большой Букпы, главными магистралями — проспекты Бухар-Жырау, Абдирова, бульвар Мира, улица Ленина. Здания, построенные здесь в различное время, подчинены единому архитектурно-композиционному замыслу. На месте пересечения проспекта Бухар-Жырау с улицей Алиханова размещается главная административная площадь. Здания Дома Союзов (1965) и Центрказгеологии, построенные на главной площади, образуют своеобразные монументальные ворота — вход в парк имени 30-летия ВЛКСМ. К административному центру примыкает торгово-бытовой центр. Этот архитектурно-композиционный узел формируют гостиница «Казахстан» (1974), ресторан «Орбита» (1970), ЦУМ (1973, 2005), Дом быта (1981), торговый дом «Абзал». На пересечении проспектов Бухар Жырау и Н. Абдирова расположен спортивно-зрелищный комплекс, построены здания цирка (1982), крытого спортивного катка (1971), Дворца спорта (1958), легкоатлетического манежа (1975), торгового центра «City Mall». По проспекту Бухар-Жырау и бульварному полукольцу создан ряд других архитектурно-композиционных узлов: здания областной администрации (1977) и городской (1938), вокзал (1956), Дворец культуры горняков (1950), театр драмы имени С. Сейфуллина (1962).

 

Выразителен по своей архитектурно-планировочной структуре и г. Темиртау, развитие которого связано со строительством завода синтетического каучука (ныне ПО «Карбид») и Карагандинского металлургического комбината. Возникновение г. Темиртау связано с периодом освоения Карагандинского угольного бассейна. В 1935 г. около существующего на реке Нуре поселок Самарканд было начато строительство гидроузла для создания водохранилища, тепловой электростанции КарГРЭС и железнодорожной ветки Солонички-Темиртау. Начато строительство жилого поселка ГРЭС, ставшего вместе с пос. Самарканд основой современного района Старый город. 1 октября 1945 г. Темиртау получил статус города.

 

Действующий генеральный план г. Темиртау был разработан ЦНИИП «Градостроительство» г. Москвы в 1991 г. и утвержден решением Темиртауского Маслихата № 6/4 от 16 апреля 2004 г. Проект генплана определяет основные направления территориального развития, планировки, застройки города на расчетный срок до 2030 г., а также определяет резервные территории для развития города.

 

Селитебная зона делится на несколько районов, которые имеют относительно самостоятельные значения, как в функциональном, так и планировочном отношении. Однако в целом структура города Темиртау формируется как единый организм с единым общегородским центром на берегу водохранилища. В основу архитектурно-планировочного решения генерального плана положено четкое функциональное зонирование территории с созданием развитой зоны общегородского центра по берегу водохранилища, селитебной зоны, развивающейся от центральной части в юго-западном направлении.

 

Проект детальной планировки юго-западного жилого района г. Темиртау выполнен Институтом «Карагандагражданпроект» в 1992 г. Проектируемый район делится на две основные зоны — селитебную и парковую. Развитие селитебного района в юго-западном направлении, где предполагается формирование многоэтажной и малоэтажной застроек с торгово-общественным центром и районным парком, предусматривает сохранение существующих функциональных зон и планировочной структуры без радикальной переработки. Особенностью рельефа проектируемого района является ярко выраженный холм, просматривающийся со всех видовых точек. И сама трассировка улиц подчинена доминирующему положению холма. Вокруг холма проведена кольцевая магистраль, которая композиционно увязывает все функциональные зоны с торгово-общественным, культурно-бытовым, спортивно-оздоровительным центром и парком. Ядром планировочной композиции является полукруглая площадь, от которой лучами расходятся пешеходные улицы

 

Одним из промышленных и культурных центров области является г. Жезказган. Город возник на месте бывшего пос. Кенгир, основанного в 1938 г. на берегу небольшой степной речки того же названия. Одновременно с поселком было начато строительство Кенгирского водохранилища, которое теперь опоясывает город полукольцом с С.-В. и является основным источником водоснабжения. В апреле 1943 г. были основаны Жезказганский медно-рудниковый комбинат, Карсакпайский медный завод, Байконурская угольная шахта в составе шахт, рудниковых карьеров. 3 августа 1944 г. образовался строительно-монтажный участок треста «Казмедстрой». В ноябре 1954 г. Жезказгану присвоен статус города, и городская промышленность начала развиваться интенсивно. Повысилась мощность ТЭЦ, началось строительство мясокомбината, городского молочного завода, обогатительной фабрики № 2. В 1967–73 гг. производилось строительство медеплавильного завода. Вместе с развитием промышленности увеличивалась численность населения города. На основе г. Жезказгана и расположенного на расстоянии 18 км г. Сатпаева (Никольск) возникла тенденция к формированию большой агломерации. В 1967 г. Казахским градостроительным проектным институтом был выполнен проект планировки г. Жезказгана и поселка Никольска. Генеральный план г. Жезказгана разработан Институтом «Казгипроград» в 1978 г. и утвержден постановлением Совета Министров Казахской ССР в 1980 г. Расчетная численность населения города согласно генеральному плану — 120 тыс. человек. По генплану определялись перспективные зоны развития и функциональные элементы города, вопросы общественного обслуживания, инженерного обеспечения, благоустройства и транспорта. В 1987 г. Карагандинским институтом «Карагандагорсельпроект» был разработан проект детальной планировки Северо-Западного жилого района города. В настоящее время территория данного района является единственной для строительства ИЖС и многоэтажного жилья.

 

Город Жезказган начинался от восьми разрозненных населенных пунктов (Пристанционный, Аварийный, Комбинатский, Рыбачий, II экспедиция, исторический город, новые жилые массивы — Прибрежный и Западный) и в результате исторического территориально-планировочного развития и усвоения пригородных зон превратился в целостную структуру. Формирование этой территориально-планировочной строительной структуры осуществлялось в период 1954–95 гг. В планировке города учитывались взаимосвязь общественных центров, жилой застройки, улично-дорожной сети, озелененных территорий для отдыха, а также рабочих мест и окружающей среды. В той части города, где сохранились старые застройки, располагались жилые дома с фасадами на улицу по системе прямоугольной сетки. А в жилых кварталах с площадью 0,6–1,0 га располагаются малоэтажные (2–4 этажей) и одноэтажные дома с приусадебными участками. Основными структурными элементами жилой застройки последних лет являются расположенные в северной и западной части города микрорайоны и группы жилых кварталов. Микрорайоны, построенные в 60–70-е годы прошлого века, в основном состоят из крупнопанельных и кирпичных 5-этажных жилых домов. Жезказганский домостроительный комбинат в 80-е годы перешел на изготовление изделий для 5- и 9-этажных жилых домов по улучшенному проекту. В последующем в новых северо-восточных микрорайонах строились 1–2-этажные жилые дома с приусадебными участками. В градостроительстве города отдельные уличные участки и некоторые проектные комплексы по пространственно-композиционному решению отличаются архитектурной выразительностью (бульвар С. Сейфуллина, ул. К. Сатпаева, площадь Металлургов, административный центр и др.). Основная транспортная система города проходит по улицам Некрасова, Мира, К. Сатпаева. Связь районов города с Южным промышленным районом и пос. Кенгир осуществляется через проспекты общегородского значения — Абая, С. Сейфуллина и Ленина. Городской центр хорошо обеспечивает и приспособлен для развития разного уровня функциональных связей с административно-общественным, деловым, культурно-образовательным, зрелищно-развлекательным, торговым и спортивно-оздоровительным центрами.

 

Связанная с общественными центрами, а также незастроенными территориями акватория водохранилища Кенгир и городские парки являются основными выразительными природными ландшафтами города. На пересечении улиц К. Сатпаева, Молодежи, Мира и Абая в 50-е годы построена площадь Металлургов, на которой сегодня расположены административный корпус корпорации «Казахмыс» и музыкально-драматический театр (Дом культуры металлургов). После закладки проспекта Ленина в 80-е годы были построены главная административная площадь (арх. М. О. Жандаулетов, С. Г. Омаров), 10-этажный административный корпус (арх. А. В. Ткачев, О. С. Богданов), корпус Центра дружбы народов и культуры (Дом народного просвещения, 1977). Возводились общественные дома и административно-деловые, культурно-развлекательные, торговые и мемориальные комплексы, которые входят в структуру общественных центров, расположенных на бульваре С. Сейфуллина и проспекте Ленина. Среди них основными являются гостиница «Жезказган» (1970), широкоформатный кинотеатр «Сарыжайлау» (1977), дом бытового обслуживания «Салтанат» (1982), монумент «Первостроители города Жазказгана», обелиск «Космос» (1976), монумент «Покорители космоса» (1977), памятник С. Сейфуллину (1994, скульп. М. О Айнеков). В последние годы в регионе Жезказгана развиваются производственные связи с иностранными фирмами. По совместному проекту созданы объекты введения новых технологий: завод медной катанки (США, Финляндия, Япония, Турция), перерабатывающий комплекс (Голландия), центр бизнеса (Швеция), медицинский центр (Южная Корея).

 

Расположенный в 18 км от Жезказгана г. Сатпаев (Никольск) соединился с большим городом. Здесь первые жилые дома и административные здания были построены на территории пос. Рудный, образованного для освоения рудного месторождения, который открыли англичане. Застройки города начались в 1961 г. на С.-В. от поселка. Первыми строительными объектами были сборные двухэтажные дома. В 1961 г. в связи с вступлением в строй домостроительного комбината, вводились 4-, 5-этажные крупнопанельные дома. Сегодня этот город образуют гармонично построенные промышленные объекты и жилые дома. Генеральный план г. Никольска (Сатпаев) разработал Институт «Казгипроград» в 1977 г. В последующем, в связи с увеличением города возросла и численность жителей, превысив расчетные показатели, предусмотренные генпланом. В связи с этим в 1990 г. «Казгипроград» разработал генплан до 2010 г. внеся в него изменения (архитекторы С. Д. Шаймерденов, Р. А. Ибрагимов, Ж. К. Нурмагамбетова). По-новому определялся архитектурный облик города. Большинство многоэтажных жилых домов расположены в центральной и северо-западной частях города. Микрорайоны состоят в большинстве из 5-этажных жилых домов, доля 9-этажных незначительна. Планировочная структура города состоит из малоэтажных кварталов и многоэтажных микрорайонов. Структура планировки транспортной связи на практике осуществлена по прямоугольной сетке улиц, которая в кварталах одноэтажных жилых домов становится мельче. Основными композиционными артериями города являются улицы Победы, Сатпаева, Абая, вдоль которых расположены общественные центры. Одна из главных магистралей города — ул. Сатпаева пересекает город с севера на юг и соединяет его с промышленной зоной. В организации центрального пространства города ул. Победы играет основную роль и является главным стержнем города. Ансамбль площади перед городской администрацией охватывает здания кинотеатра «Байконур» и заканчивается прекрасным видом бульвара Комарова. Из общественных здании можно выделить 850-местный Дом культуры и Дворец спорта площадью 1063 м2. В развитие градостроительства и архитектуры Жезказганского региона большой вклад внесли коллективы Проектных институтов «Казгипроград», «Карагандагорсельпроект», «Жезказганцветмет», «Жезказгангорсельпроект» и, в частности, архитекторы Г. Омаров, К. О. Турлыбаев.

 

Город Балхаш расположен на берегу залива Бертыс в северной части оз. Балхаш. В административном отношении Балхаш отнесен к городам областного подчинения. Вместе с ближайшими населенными пунктами пос. Коунрадский, Восточно-Коунрадский, Саяк и Гульшад город формирует Балхашский промышленный узел. Через г. Балхаш проходит автомагистраль Алматы–Караганда, а также железнодорожная ветка Моинты–Саяк железнодорожной магистрали Караганда–Чу. Аэропорт находится в северной части города.

 

Общая площадь земель в пределах городской черты 591,6 тыс. га. Первый генеральный план г. Балхаша был разработан «Горстройпроектом» в 1935 г. с расчетной численностью населения 49 тыс. чел. В 1936 г. были построены первые каменные дома, положившие начало композиционному решению современного города. Действующий генеральный план Балхаша был разработан в 1962 г. Ленинградским отделением ГПИ «Горстройпроект» и утвержден постановлением Совета Министров Казахской ССР в 1963 г. Корректировка генплана выполнена ГГПИ «Казгипроград» в 1987 г. Параллельно с разработкой генерального плана институтом разработан проект детальной планировки центральной части города. Корректировкой генплана охвачен период 20-летней перспективы, расчетный срок — 2005 г. В корректировке генерального плана нашли отражение вопросы функционального зонирования территориального развития и перспективы промышленных и селитебных территорий, организации кратковременного отдыха населения, охраны и воспроизводства окружающей человека природной среды, которые повлекли за собой некоторые изменения по функциональному зонированию территории города. Масштабы развития города продиктованы с укладывающимся промышленным потенциалом, представленным действующими, строящимися и намечаемыми к строительству промышленными предприятиями и другими производственными объектами.

 

Город Балхаш является одним из крупных промышленных центров области. В настоящее время численность населения составляет 74,1 тыс. человек. Экономической базой развития города послужило строительство в 30-х годах медеплавильного завода. В настоящее время Балхашский горно-металлургический комбинат — один из крупнейших промышленных центров цветной металлургии страны и градообразующая база города. Город занимает весь полуостров, расположенный между двумя заливами озера, только южная часть полуострова намечалась под зону отдыха. Развитие селитебной территории города предусматривается в юго-восточном направлении. Город Балхаш представляет собой компактную планировочную структуру с прямоугольной системой улиц в основном квартальной нарезки.

 

Промышленные территории находятся в западной и восточной частях города, разделенных жилой территорией. Вся селитебная территория города делится на 4 жилых района. Все районы города вместе с зоной отдыха на полуострове представляют собой законченную планировочную структуру, формирующуюся параллельно озеру. Объединяет эти районы основная магистраль пр. Ленина, которая несет функции динамичного центра города и одновременно обеспечивает хорошую связь с промрайоном. Большая часть объектов соцкультбыта размещается вдоль этой магистрали и прилегающих к ней улиц.

 

На базе шахтерских поселков Сарань, Шерубайнура, Тентек в области возникли города-спутники Сарань, Абай, Шахтинск, социальная организация и структура которых стали базой для самостоятельного развития. В Сарани построен завод резинотехнических изделий, а в Шахтинске — завод синтетических моющих средств.

 

Мощным градообразующим фактором в Карагандинской области является развитие таких крупных производственных комплексов, как Карагандинский металлургический комбинат, ПО «Карбид», «Карагандарезинотехника», Карагандинские ГРЭС, Карагайлинский горно-обогатительный комбинат и др. Размещение на территории области производительных сил и производственных мощностей регулируется проектом районной планировки и генеральными планами городов. Являясь базой образования систем расселения в области, промышленные комплексы играют одновременно большую роль в формировании внешнего облика городов. Проектирование промышленного строительства ведется различными государственными проектными организациями совместно с местными институтами «Карагандапромстройпроект», «Карагандагражданпроект» и др. Местные органы, координируя проекты промышленного и жилищно-гражданского строительства, добиваются наибольшей выразительности архитектурных форм. Особое место в формировании облика городов области, в решении проблем оздоровительного характера занимает зеленое строительство. Несмотря на расположенность в зоне полупустынь, населенные пункты области отличаются высокой степенью озеленения. Еще в годы Великой Отечественной войны на Самаркандском водохранилище была построена ирригационная система, предназначенная для орошения нескольких тысяч гектаров земель. Создание плотин на реках и тальвегах обеспечило поливной водой промышленные предприятия и пригородные населенные пункты. В начале 50-х годов в центре Караганды, в пос. Сарань, Шерубайнура и др. были разбиты парковые зоны, ветро- и снегозащитные полосы. В самих городах сложилась единая система озеленения общего пользования.

 

Большой вклад в успешное развитие градостроительства и архитектуры городов и населенных пунктов области внесли коллективы институтов «Карагандагипрошахт», «Карагандапромстройпроект», «Карагандагорсельпроект», «Карагандаоргтяжстрой». Основателями карагандинской школы архитекторов считаются Т. Я. Бараг и А. М. Генин (40-е годы), И. И. Бреннер, И. С. Иванова, С. П. Кудрявцева, Э. Г. Меликов, С. И. Мордвинцев, Р. А. Сейдалин, В. Н. Уклеин, Э. И. Хидиров (50–60-е). В Караганде работали св. 40 членов Союза архитекторов СССР. За планировку и застройку Центральной части города Караганды группа архитекторов и строителей удостоена в 1978 г. Государственной премии Казахской ССР им. Ч. Ч. Валиханова (Н. И. Блищенко, М. О. Жандаулетов, А. Д. Жигайло, Э. Г. Меликов, С. И. Мордвинцев, А. И. Пятрин).

 

Информация к разделу:

ГУ «Управление архитектуры и градостроительства Карагандинской области»: сайт http://uag-krg.gov.kz/ru/

Ассоциация застройщиков Карагандинской области : http://www.azkrg.kz/o-nas