КГУ "Карагандинская областная юношеская библиотека имени Жайыка Бектурова"
00:00:00





Официальный сайт КГУ "ОЮБ имени Ж.Бектурова"
www.uniorlib.kz


Польский национально-культурный центр

БЛАГОДАРЯ СОГЛАСИЮ РАСТУТ МАЛЫЕ ГОСУДАРСТВА,

ИЗ-ЗА РАЗДОРА ГИБНУТ ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ

Г. Сенкевич

 

На территории Казахстана поляки впервые появились в ХVІІІ-ХІХ вв. Это были участники освободительного движения, в том числе участники восстаний 1830 и 1863 годов.

 

На протяжении долгих лет белым пятном в истории поляков Казахстана оставалась их массовая депортация из западных районов Украины и Белоруссии 1936 года. В годы второй мировой войны депортированы были почти 250 тысяч поляков. По данным переписи населения 1999 года в Казахстане проживало 47297 человек, из них 5572 - в Карагандинской области.

 

Карагандинское областное польское общество "Полония" было организовано одним из первых в ноябре 1991 года. Его председателем стал Франц Николаевич Богуславский. Основной деятельностью польского общества является образовательная, культурно-просветительская работа, возрождение и культивирование польских обычаев и традиций, проведение выставок, концертов, конкурсов, вечеров, развитие художественной самодеятельности, подготовка молодежи к учебе в высших и средних учебных заведениях Польши. Знают в области женскую вокальную группу "Сковронки" и танцевальный кружок, который возглавляет Э.Т. Надобко.

 

По соглашению между Министерствами образования Казахстана и Польши, которому уже более 10 лет, в школы Караганды приезжают польские учителя для обучения родному языку детей и взрослых. В средних школах Караганды и в гимназии Темиртау проводятся курсы по изучению польского языка. В вузах Польши обучаются более 70 человек, в том числе на престижных факультетах в таких старейших вузах восточной Европы, как Краковский университет. Например, выпускник школы-гимназии имени Т. Аубакирова - Сергей Галимский - студент горно-металлургической академии имени С. Сташица в Кракове.

 

Польская гуманитарная акция "Вспульнота Польска" ежегодно на летних каникулах вывозит в Польшу детей, изучающих польский язык. 20-25 школьников глубже узнают историю Польши, в практике общения с местными жителями усваивают полученные языковые знания. Кроме того "Вспульнота Польска" организовывает курсы интенсивного изучения языка, в ходе которых проводятся экскурсии, идет знакомство с обычаями и традициями, культурой польского народа.

 

О перспективности образовательной программы в рамках сотрудничества двух государств, говорит тот факт, что общество "Полония" и областной Департамент образования провели конференцию польских учителей на тему: "Изучение польского языка в Казахстане. Состояние и перспективы". По соглашению между Министерствами образования Польши и Казахстана, польская сторона ежегодно обеспечивает культурные центры преподавателями. И правом бесплатного изучения языка пользуются дети и взрослые не только польской национальности, но и все желающие.

 

Польский национально-культурный центр "Полония" активно участвует в жизни региона, плодотворно сотрудничает с общественными организациями и учреждениями культуры и образования области.

 

Карагандинское областное польское общество «Полония»

Руководитель: Хмелевский Виталий Альбертович

Адрес: Карагандинская область, г.Караганда, пр.Шахтеров 64, Дом дружбы

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Телефон 87017275100

Материальная и духовная культура этноса

  • Поляки, самоназвание поляки. Польский язык относится к западной ветви славянских языков.

Польский язык относится к западнославянской подгруппе славянской группе индоевропейской семьи языков. Польский язык имеет диалекты: великопольские, малопольские, мазовецкие, силезские и кашубские. Литературный язык формируется на основе великопольских, малопольских и, позднее, мазовецких говоров. Наиболее принятая периодизация литературного языка: древнепольский язык — до 1500 г., средне-польский - 16 - 2-я пол. 18 вв., новопольский — со 2-й пол. 18 в. Письменность на основе латинского алфавита. Древнейший памятник письменности - Свентокшиские проповеди (середины XIV в.).

 

Религиозная принадлежность — в основном католики, есть протестанты. Традиционный свадебный обряд включал в прошлом сватовство, сговор, обручение, венчание, свадебное пиршество. На свадьбе противостояли две "дружины" - жениха и невесты, состоявшие из их родственников и друзей.

 

Национальная одежда поляков зависит от того, в каком воеводстве они живут. У казахстанских поляков в одежде просматриваются мотивы украинской и белорусской, т.к. переселенцы в основном из этих мест.

 

Культура польского народа складывалась веками, обогащалась украинской и после переселения казахской культурами. Польская культура является составной частью европейской культуры со своими особенностями, которые проявляются во всех сферах жизни: особые ритуалы при рождении человека, крещении. Обучались ритуалам свадеб и похорон, всегда тянулись к знаниям. Однако их возможности по воле советских законов ограничивались получением среднего специального и высшего образования. Именно этим объясняется относительно небольшое количество докторов и кандидатов наук из числа лиц польской национальности. Красной нитью через всю деятельность поляков проходит католическая религия, которая лежит в основе всей культуры. Несмотря на жесткий двадцатилетний комендантский надзор, поляки сохранили свою религию. Благодаря ей, они смогли пережить самое страшное. Некоторые из них привезли с собой молитвенники, учили молодежь молитвам, пели церковные песни, переписывали тексты молитв. У многих поляков, особенно в сельской местности, висит образ Божьей Матери. Возрождаются традиции крещения детей, святого причастия, венчание, исповедей. Увеличивается число прихожан католических приходов. Прихожане не только участвуют в строительстве костелов, они занимаются их украшением, снабжая их необходимым, покупают книги и одеяния для богослужений, литургические предметы, пекут облатки и т.п. В 1996 г. в Казахстане и Средней Азии было зарегистрировано 52 прихода.

 


Национальная польская кухня, несмотря на десятилетия совместного проживания с украинцами, сохранилась через века, благодаря католической религии. Основными наиболее почитаемыми праздниками у католиков являются Рождество Христово и Пасха (Воскресение Христа). На эти праздники готовится обязательный набор определенных блюд. Так, на 24 декабря, канун Рождества, последний день малого поста - Сочельник — готовится двенадцать постных, без мяса блюд: сельдь по-польски, сельдь маринованная, салат селедочный, карп по-польски, щука по-польски, разнообразная домашняя выпечка, борщ сочельниковый, свекольник с ушками с грибной начинкой, каша, клецки, кисель, или компот и обязательно рыбные блюда, особенно запеченный карп и обязательно кутья. Поляки любят вареники с различной начинкой: с капустой, картошкой, грибами, яблоками, вишнями. Все это в сочетании с медом или сахаром. При приготовлении вторых блюд и салатов было непременным использование растительного масла ароматного приготовления. Распространенным блюдом у поляков остается бигос — квашеная или свежая капуста, которую тушат с мясом или колбасой, луком, грибами, специями в течение нескольких дней. Перед трапезой обязательно разламывают облатки, желая при этом друг другу всего самого наилучшего, дарят подарки. После "святой вечери" начиналось колядование, песнопения, носящие характер религиозный, бытовой, предсказательный, пожелательный и юмористический. 25 декабря — самый почитаемый католический праздник — Первый день Рождества Христова. Настроение приподнятое, веселое, доброжелательное. После всенощной, где были освящены все приготовленные блюда, организованно, как и "вечеря", начинается Рождественский долгожданный завтрак. Глава семьи поздравляет всех с рождением Иисуса Христа и первым отведывает "кутью" — это блюдо осталось от "вечери". Кутья — это главное и обязательное блюдо на Рождественские праздники, готовится особым образом из облущенной пшеницы, сваренной в сахарном сиропе с медом, изюмом, маком и другими вкусными добавками. После кутьи можно переходить к другим блюдам — жирное отваренное, испеченное, запеченное мясо и разнообразные блюда из него и с ним. Вторым не менее важным праздником является Пасха. Особыми блюдами, характерными только для этого праздника, являются крашеные яйца и куличи. Остальные блюда — самые разнообразные, но все они очень красиво и вкусно приготовлены. Завтрак начинается "чоканием" крашеными яйцами и употреблением хотя бы кусочка яйца, как символа долголетия и продолжения жизни. После завтрака дети и молодежь выходят на улицу, где начинается соревнование по разбитию крашеных яиц. Победитель имел право забирать разбитое яйцо.

 

На Новый год дети и молодежь до восхода солнца ходили по соседям и сеяли в их квартирах пшеницу, приговаривая: "Сею, сею, посеваю, здоровья, счастья и хорошего урожая желаю". За это хозяева одаривали сеятелей деньгами, домашним печеньем и другими сладостями. Особым для поляков является День всех святых — 1 ноября, день памяти по умершим, когда люди ходят на кладбище, зажигают там поминальные свечи.

 

Традиционная кухня поляков славится кондитерскими изделиями - свадебное и новогоднее печенье в виде птиц и животных, пряники, торты, пирожные и т.п. В деревнях пекут свадебный "каравай". Обычные напитки — чай, кофе из злаков и черный. Традиции и праздники. Рождество и Новый год в Польше сопровождают традиционные карнавалы, гулянья, выставки. Скоромохи, в причудливых масках и костюмах со сказочными куклами потешают публику. У поляков топление Мажанны, которая олицетворяет образ зимы. Этот старый обычай до сих пор популярен. Особенно его любят дети. Школьники 21 марта идут на речку топить чучело зимы. Этот день считается первым весенним днем.