КГУ "Карагандинская областная юношеская библиотека имени Жайыка Бектурова"
00:00:00





Официальный сайт КГУ "ОЮБ имени Ж.Бектурова"
www.uniorlib.kz


Чечено-ингушский национально-культурный центр

КРЕПКАЯ ДРУЖБА УКРАШАЕТ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

(народная пословица)

 

Чеченцы являются коренным населением Северного Кавказа. В феврале 1944 года проведено выселение ингушей и чеченцев из родных мест в Казахстан. По данным переписи населения 1999 года численность проживающих чеченцев и ингушей в Казахстане 31799 и 16900 соответственно. В Карагандинской области проживают 4660 чеченцев и 1427 ингушей.

 

Ингуши, самоназвание гьалгъай, по имени большого ингушского общества - галагаевского. Язык ингушский относится к нахской (вайнахской) ветви кавказкой семьи языков. Ингуши относятся к числу коренных народностей Кавказа, история которых прослеживается вглубь 4-х тысячелетий. Под этим названием они стали известны в первой половине XIX века: название "ингуш" происходит от села Ангуш или Ингуш, одного из первых поселений в Терской долине.

 

Карагандинский областной чечено-ингушский национально-культурный центр "Вайнах был создан в январе 1995 года. С первых дней он поставил перед собой задачи сохранения межнационального согласия, развития культурных и общественных связей с представителями других этнических групп, проживающих в регионе, возрождение и популяри-зация национальной культуры, традиций и языка. В марте 1997 года НКЦ "Вайнах" вошел в республиканскую Ассоциацию "Вайнах", являющуюся полноправным членом Ассамблеи народов Казахстана.

 

Первыми руководителями областного чечено-ингушского культурного центра были В.А. Мунаев и Х.С. Касумов. В регионе создан и активно действует совет старейшин. Его возглавляет Таус Асламбеков. Члены Совета - Мовлади Лииев, Анди Хасуев и Руслан Сулейманов проводят болыпую работу по воспитанию молодого поколения и приобщения его к культурным ценностям вайнахов, а также всех народов Казахстана, воспитанию казахстанского патриотизма, любви и уважения к традициям коренного населения республики. Чеченцы и ингуши ведут социально-активный образ жизни, и вместе со всеми народами Казахстана участвуют в мероприятиях, направленных на укрепление мира и дружбы между народами республики. Национально-культурный центр "Вайнах" имеет представительства практически во всех городах и районах области.

 

В Казахстане и за пределами республики хорошо известно имя поэта и публициста Зульпы Суфьяновны Чумаковой, члена Союза писателей Казахстана, заслуженного работника культуры РК. В ее произведениях зримо представлена культура Казахстана, традиции и обычаи казахов. Они пронизаны любовью к стране и землякам:

 

Мне край этот - с детства единственный рай.

Я песни люблю про Марьям с Дударай.

И звуки домбры мое сердце пленят

Они меня с жизнью казахов роднят. ("Алтыбакан")

Восхищает ее любовь к своей этнической Родине:

Где горы до небес,

Где родников вода струится

Да полон вечной тайны лес...

 

В 2005 году Зульпа Чумакова по приглашению Министерства культуры и творческой интеллигенции Чеченской и Ингушской республик побывала на творческих встречах с земляками - соотечественниками. Давая интервью телевизионной передаче "Герой дня" на Российском ТВ, она сказала: " Я чеченка. Живу в Казахстане. Казахстан меня и мой талант оценил по достоинству. Я благодарна ему за это. Однако, чем старше становится человек, тем сильнее чувствует он свои корни. И я скажу вам: ни стихи, ни мысли, ни надежды, ни любовь не могут быть случайными, если они - о Родине".

 

Большие достижения представители диаспоры имеют в спорте.

 

Честь Карагандинской области и Казахстана не раз защищали Мусса Абдулмуслимов - многократный чемпион мира и Европы по вольной борьбе, Мухаммед Адамов - мастер спорта международного класса по боксу, Ильяс Адамов - мастер спорта по боксу, Аиб Адамов - мастер спорта по боксу среди молодежи, Юсуф Адамов - мастер спорта международного класса по дзюдо, Зелимхан Межиев - мастер спорта по боксу, Асхаб Габаков - мастер спорта, Макшарип Гарбаков -мастер спорта и многие другие спортсмены.

 



Гордостью центра "Вайнах" является танцевальный коллектив, который неоднократно выступал на концертах и фестивалях в области и республике, награждался почетными призами и грамотами.

 

В мае 2004 года представители чечено-ингушского центра приняли участие в работе международной конференции "От депортации к интеграции", посвященной 60-летию депортации чеченского и ингушского народов в Казахстан, которая проходила в Алматы.

 

 

Общественное объединение «Чечено-ингушское этнокультурное объединение «Вайнах»

Руководитель: Джанаев Увайс Хаважиевич

Адрес: Карагандинская область, г.Караганда, пр.Шахтеров 64, Дом дружбы

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Телефон: 87017203260

 

Материальная и духовная культура этноса

  • ЧЕЧЕНЦЫ, нохчий, нахчо (самоназвание), по-казахски — шешен, представляют собой один из древнейших народов с самобытной историей, этнокультурой и уникальным антропологическим типом. Сегодня это самый крупный этнос на Северном Кавказе.

 

Чеченцы — мусульмане, но обычаи чеченского народа столь же своеобразны, как и обычаи любого мусульманского народа. Главный обычай — свобода, которая дороже воздуха и хлеба. В самых тяжелых условиях чеченцы желают прежде всего свободы. На второе место следует поставить щедрость. Она сочетается с гордостью. Гостеприимство чеченцы ценят в себе и в людях. Уважение (сийдар) особенно необходимо по отношению к женщине, а также к старшему. В семейных обычаях считается, что сын, ради уважения к отцу, должен выполнить любую его просьбу, хоть в огонь прыгнуть.

 

Яхь — это соревнование в благородстве. Это значит всегда идти впереди. И главное не изменяться внутренне при всяческих обстоятельствах жизни. Говорится: "Для яхь, имеющего молодца, место везде открыто". "Яхь йолуш кант" (молодец, имеющий яхь) — это наши герои. Сейчас для всех "яхь" состоит в том, чтобы держать национальные обычаи.

 

Чеченский ислам и исламский фундаментализм — это не одно и то же. Чеченский ислам не противопоставляет себя другим религиям и верованиям. Чеченцы являются мусульманами суннитского толка. Начало исламизации вайнахов относится к XIV-XV вв. До этого были попытки распространения христианства.

 

Основные религиозные праздники и обряды складывались исторически на протяжении многих веков и базируются на фундаментальных принципах Корана и исламских традициях. В то же время они формировались с учетом этнокультурных особенностей чеченцев. К числу основных религиозных праздников относится Курбан-байрам и Ураза (Марха), отмечается молебнами и жертвоприношениями месяц Мавлют и День рождения Пророка Мухаммада. Духовными храмами мусульман являются мечети и медресе. В настоящее время мечети имеются практически во всех населенных пунктах Чечни. Святынями мусульман являются Мекка и Медина, а также места захоронения основоположников суфийских орденов в Чечне.

 

Традиционные занятия чеченцев — земледелие, животноводство, строительство и торговля. К сожалению, развитие этих отраслей экономики в настоящее время переживают не лучшие времена. Чеченцы преимущественно живут в сельской местности в добротных домах с надворным хозяйством. Дом для чеченцев — это показатель не только благополучия, но и чести и совести хозяина. Это не только место проживания семьи, но и место приема гостей. А гость у чеченцев — дело святое.

 

Чеченцы, как правило, живут большими патриархальными семьями. В них сохранились крепкие экономические и тейповые связи.

 

Национальная одежда

Вайнахские ритуальные мужские и женские костюмы: вайнахский военный костюм — "Бустамийн чуоаъ", мужской костюм Благочестия — "Повтал", "Ghowtal", женский костюм, костюм милосердия, сострадания и любви — "Пабли" - "Ghable".

 

Тремя вайнахскими костюмами можно передать, то есть наметить контур духовной целостности, нравственного единства и всей глубины человечности духовного уклада вайнахского характера. Три вайнахских костюма, таким образом, выступают символически, как "письмена Бога" (Хорхе Борхес) в судьбе вайнахского народа.

 

Мужской военный костюм — мужская юность и молодость: "Бустамийн чуоаъ" — "наряд, выверенный до корней волос мужеством.

 

Мужской костюм Благочестия — мужская зрелость: "Зрелость, мудрость, твердость, готовность к войне и миру": "ПоЬта — Ала!" — Поднимайтесь! Сзывайте на битву словом и делом!"

 

Женский парадный ритуальный костюм — женственность — "evigwieblich": "Пабли-Ghable" - "rlo - gho" - помощь, "айба" — поднимаю, могу, как в английском языке: ability - способность, able — "айбало" — "ло" — даю, "По - Бала! — "помощь в час испытания, в беде", "По Бала — Ло" - деяние, одеяние, "По - помощь — есть (делать) — дает" - помощь "сострадание" — "милосердие" — "солидарность соратницы — Вайнахской милосердной сестры участие" — "помощь".

 

Определение вайнахскому идеалу личности можно дать после краткого формулирования идеала внешней и внутренней Свободы в самих словах "Адат" Кишиева Абубакара, Кунта-Хаджи и в самой общей форме следующим образом:

 

Внешняя опрятность, Внутренняя собранность, Зрелость мышления, Краткость речения, Мудрость решения, "Альфа" и "омега" жизни: "Ты должен — значит можешь!"

 

Традиционная пища в чеченских семьях — мясо, молочные и овощные продукты. В связи с бурным развитием промышленности, научно-технического прогресса и урбанизацией населения в последние десятилетия усилились тенденции увеличения доли городского населения и внедрения современных элементов в быт и культуру. Увеличилась доля интеллигенции и удельный вес умственного труда.

2. Религия, обычаи и обряды ингушского народа

 

  • Ингуши - мусульмане суннитского толка, имеют место разные течения (накашбандийа — суфийское братство, кадирийа и др.) акты ингушского словаря говорят о проникновении мусульманской культуры в жизнь ингушей. Мусульманство является и по сей день главной культурной стихией, которая питает некоторую часть ингушской интеллигенции. Основная масса ингушского населения соблюдает все предписания ислама: обряды обрезания, погребения, поминовения, ежедневные пятикратные мо­литвы, посты, религиозные праздники. Соблюдается обычай, имеющий религиозный характер. В частности, к уплате фитршти (по-ингушски «мархи сах») — благотворительного пожертвования, которое каждый мусульманин, независимо от возраста, вносит после окончания поста в месяц рамадан. Формально это пожертвование, взимаемое духовенством, предназначается для распределения среди бедных. Это составляет около 2,5 кг зерна, которое можно соответственно заменить соответствующей суммой денег.

Основными религиозными праздниками являются: Маулид Аннаби — праздник «рождества пророка» — Мухаммада, отмечаемый 12 числа месяца раби аль-авваль. Кроме молитв и раздачи милостыни, праздник включает в себя чтение вслух стихов, восхваляющих Мухаммеда; Лей-лят Аль-Кадр — ночь решения судьбы, ночь могущества, упоминаемая в Коране ночь 27-го числа месяца рамадан (по-ингушски «лейлатыл кадри бийс»). Этой ночью было начато «ниспослание» Мухаммаду Корана. Ежегодно в эту же ночь Аллах, якобы, принимает решения о судьбе каждого человека, учитывая его желания, высказанные в молитве. Рамадан — десятый месяц мусульманского календаря, месяц поста. Согласно традиции в этот месяц Мухаммаду было передано первое «откровение». Пост в этот месяц является одной из главных обязанностей каждого верующего. Окончание месяца и поста отмечается как главный мусульманский праздник (по-ингушски «марха»). Трехдневное празднование окончания поста у ингушей превращается в дни открытых дверей, накрываются столы. Поздравления и встреча гостей — это тонко задуманный особый ритуал, когда встречает мать (хозяйка) и принимает поздравления. А если в доме девушка на выданье, то это превращается невольно в смотрины без лишних на то хлопот. Здесь уже видно показательно умение девушки принять и обслужить гостей согласно ингушским традициям. Праздничные дни распределяются следующим образом: первые два дня празднуют мужчины, третий день женщины. Ид Аль-Адха (ид аль-кабир, тюрк. Курбан-байрам, араб. — праздник жертвенных животных, по-ингушски «гIурба») — главный праздник мусульман, который начинается 10 числа месяца зу-ль-хиджа и длится 3-4 дня. Ид аль-адха совпадает с завершением обряда ежегодного паломничества в Мекку. Глава семьи должен принести в жертву по своим возможностям от седьмой доли в скотине (крупный рогатый скот), барана или хотя бы петуха в память о том, как Ибрахим был готов принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила. Согласно ритуалу мясо отдают бедным и частично используют для праздничной трапезы семьи.

 

В ритуал праздников входят специальные молитвы, раздача милостыни, посещение могил предков и обновление одежды.

 

Исходя из традиционных норм общечеловеческой морали, у ингушей важную роль играет обычай гостеприимства, по которому гость, вне зависимости от национальности и вероисповедания, получает отдых, пищу и ночлег. Хозяин несет полную ответственность за его жизнь и безопасность. Нарушение этого обычая всегда влечет суровое порицание, а порой расценивается, как преступный акт.

 

Среди ингушей, как и у других кавказских горцев, издавна было распространено куначество — побратимство, которое скреплялось обменом оружия, а связи поддерживались последующими поколениями, этот обычай существует и поныне.

 

Одна из важнейших традиций ингушей - уважительное отношение к родителям и старшим: им уступают дорогу, они имеют право говорить первыми, младшие не имеют права без разрешения вмешиваться в разговор старших, перебивать их, пререкаться с ними, садиться при старших, будь они даже членами одной семьи. Существует традиция народа — сторонение зятя от тещи и тестя, при этом зять может всю жизнь ни разу их не увидеть. Удел младших — обслуживать старших братьев, отца и т.д. во время еды, женщины в это время находятся на кухне и на своей половине. Конечно, время неумолимо влияет на современную жизнь ингушей.

 

Многочисленными и торжественными бывают свадьбы. В старину устраивались призовые скачки, джигитовки, к которым специально заранее готовились. Обычно засватанная невеста находилась у своих родителей год, а то и два, поэтому времени было достаточно, чтобы родственники узнали друг друга лучше.

 

Национальная одежда, музыкальные инструменты

Ингушская национальная одежда в позднее время ничем не отличалась от традиционной кавказской одежды почти всех национальностей, если не учитывать историческую военную амуницию мужчин и отличительную одежду ингушских женщин — головной убор «кур-харс», который отмечали путешественники и послы других государств.

 

Мужская одежда — черкеска с газырями («бустами-чуки»), имела предназначение для ношения в торжественных случаях и в военное время. Газыри использовались как футляры для хранения зарядов пороха и самодельных пуль. Повседневной бытовой одеждой мужчин являлся бешмет (полукафтан), приталенный, без воротника, с оторочкой из тесьмы («говтыл»). В зимнее время бешмет обычно надевали под черкеску. В походе надевали сверху бурку («тукул-ферт») с башлыком («палчык»). Обязателен головной убор в холодное время, зимой — папаха («холгыз-кий»), а в работе — шапка («кертыттул кий»). Летом, в жаркое время, шляпа из шерсти домашнего изготовления («беген-кий»). Рубашки мужчины носили с манжетами на рукавах, воротником — стойка, самодельными пуговицами из ниток, типа горошин («ульг-фатинг»), а также свободные шаровары, а на ногах — ноговицы. Подпоясывались узким кавказским ремнем, украшенным серебряными бляшками.

 

Одежда женщин состояла из нарядов для торжественных случаев, повседневной носки и, специальных, для траурных посещений. Праздничные и свадебные наряды («чуки»), очень дорогие, шитые золотыми и серебряными нитями, надевали со специальным набором, в который входили пояс, шапка-феска, нагрудное украшение из серебра, инкрустированное золотом. В старину носили головной убор, который назывался «кур-харс».

 

Традиционными музыкальными инструментами являлись: трехструнная балалайка («дахчин пандыр»), гармоника, зурна, смычковый инструмент («чендырг») и барабан («фатт»).

 

Национальная кухня (блюда)

Угощение по-ингушски называется «шу». Почетное блюдо готовится из мяса специально зарезанного барана, а если гость торопится, то из индейки или курицы, как этого требует обычай. Мясо подают в виде крупных кусков, приправленных картошкой и зеленью. Традиция требует, чтобы гостю были поданы «почетные» части туши: разрезанная пополам голова, грудинка и политый салом курдюк. К мясу отдельно подают приправу, приготовленную на основе бульона, яиц и зелени, чесночный соус к концу кушанья, по пожеланию гостя,— бульон. Кроме того, к мясу на блюде подают вареные клецки из пресного теста на кукурузной или пшеничной муке («халтымыж»). Во время еды соблюдается особый тонкий этикет, основанный на принципах ингушских традиций. На второе к чаю готовят и подают домашнего изготовления халву, сладкий плов из риса с изюмом, черносливом и курагой, разные сладкие мучные изделия: пироги, хворост («зокаж») и другие разные национального характера кушанья.