КГУ "Карагандинская областная юношеская библиотека имени Жайыка Бектурова"
00:00:00





Официальный сайт КГУ "ОЮБ имени Ж.Бектурова"
www.uniorlib.kz


 

Казахский центр "Шанырак"


        Свою задачу центр "Шанырак" видит в возрождении лучшего, что было накоплено в народе на протяжении веков. В центре регулярно проводятся круглые столы, встречи "Дастархан дружбы и единства" с участием творческой интеллигенции, представителей национально-культурных центров. В актовом зале центра выставлялись уникальные работы репрессированных художников, собрание из частных коллекций семей, высланных в Карлаг в 30-40 годах. Совместно с русским центром проводятся Дни славянской письменности и культуры.

 

      "Шанырак" является центром встреч и адаптации оралманов. Совместно с фондом "Сорос-Казахстан" проведены семинары по проблемам социальной адаптации оралманов. С представителями творческой интеллигенция среди оралманов ведется работа по изучению и пропаганде
народного прикладного искусства и музыки. О народном композиторе Таттимбете фондом снят телевизионный фильм "Струны столетий". По приглашению Фонда культуры во встречах принимали участие народные артисты Казахстана X. Калиламбекова, Ш. Жандарбекова, артисты кино, театра и эстрады: Н. Караченцев, С. Шакуров, И. Алферова, Ж. Агузарова, О. Газманов, А. Песков, коллектив Театра Ленинского комсомола, Московский детский театр. За годы работы гостями. "Шанырака" были послы и консулы Израиля, России, Испании, представители Всемирного банка, делегации Германии, волонтеры из США, работающие в Караганде. 

 

Обычаи и традиции

 

В любом народе создание семьи, свадьба — один из важных этапов в жизни человека. У казахов это событие — отау қөтеру или шанырақ көтеру является особой радостью для родителей. 

Как известно, шанырақ является реликвией каждой семьи, символом счастья и признаком продолжения рода. По обычному праву казахов отец выделял сыновьям, создающим новую семью (отау), некоторую долю своего состояния (енші). Ныне также соблюдаются основные обряды традиционной свадьбы: құда түсу (сватовство), беташар (открывание лица невесты), жар-жар (обрядовая свадебная песня). По древнему адату (своду обычаев) браки запрещались между родственниками до 7-го колена. Этого правила придерживаются и сегодня.

 

Во всех казахских семьях рождение ребенка сопровождается такими традиционными торжествами, как шілдехана (праздник по случаю появления ребенка на свет), бесікке салу (укладывание в колыбель), тұсау кесу (разрезание пут), сүндетке отырғызу (обряд обрезания). Особо отмечают в казахской семье бесікке салу — укладывание новорожденного в колыбель с пожеланием, чтобы он быстро рос и набирался богатырского здоровья. Сохранилась также древняя традиция украшать бесік — колыбель перьями филина, чтобы сберечь ребенка от сглаза, порчи и злых духов (филин у многих тюркских народов считался священной и оберегающей птицей).

 

Уход человека в мир иной также сопровождался традиционными церемониями. Большая ответственность возлагалась на людей, которым поручалось донести трагическую весть до родственников умершего. Это осуществлялось посредством eстірту (утешения). По обычаю женщины долго оплакивают покойного песней - жоқтау ("песнь скорби") и соблюдают строгий траур до года. Многочисленные примеры такого жоқтау являются образцами песенного искусства. Поминки устраиваются на 7-ой и 40-ой день, а через год после кончины проводят ас (тризна). В особых случаях ас дают и в последующие годы. Семье умершего родственники и близкие приносят соболезнование (бата жасау) и оказывают определенную материальную помощь. У казахов соблюдается традиция почитания старших, что составляет основу морально-этических и нравственных устоев общества. Дедушки и бабушки являются практически главами семейств, пользуются уважением и любовью домочадцев; очень часто быт семьи складывается, исходя из интересов старшего поколения. Культ предков, почитание памяти умерших, сохранение фамильного очага считаются залогом сохранения рода. Каждый казах обязан знать свою родословную (хотя бы до 7-го колена). Незнание своего происхождения считается невежеством. В этом смысле существует многовековое шежіре (родословие), которое указывает на генеалогическое происхождение человека. Одним из проявлений сферы духовных ценностей казахов является ораторское искусство биев и аксакалов (шешенов) (мировых судей и мудрых советников), которые являлись не только носителями народных устоев. К мнению биев прислушивалась даже верховная власть кочевников — ханы и султаны. Казахи всегда славились своим гостеприимством. Пришедшего в дом человека встречали как почетного гостя со словами: "Төрге шығыңыз" (устраивайтесь). Төр является самым достойным местом в доме, куда приглашают сесть гостя. Считалось неприличным сразу знакомиться с гостем (қонақ). Его сначала угощали чаем или кумысом и только потом расспрашивали. Самое вкусное, самое лучшее казахи приберегали для гостей (сыбаға). Любого человека, зашедшего в дом, не отпускали без мало-мальского угощения (дәм ауыз тию). Все это свидетельствует о благородстве этого обычая.

 

Традиционная одежда казахов была полностью приспособлена к кочевому укладу жизни. Мужская одежда состояла из рубахи (көйлек, жейде) и штанов (ыштан, шалбар). В мирное время использовались легкие хлопчатобумажные и шерстенные ткани. В военное время одежда была преимущественно из кожи и стальных доспехов. Зимой носили короткие полушубки (купі). Надевали разнообразные шубы (тұлып, тон, ішік) из дубленой овчины или волчьего и лисьего меха, порой из шкурок дорогих пушных зверей (куницы, соболя). На голове летом носили тюбетейку или шляпу из войлока (қалпақ), зимой — разновидности шапок из меха и шкур (бөрік, тымақ, малақай, телпек). Обувь состояла из кожаных сапог (етік, мәсі), кожаной обуви (шарық, қалыш, кебіс). Зимой — чулки из войлока (киіз байпақ) и сверху высокие сапоги из грубой кожи (саптама етік).

Женская одежда отличалась многообразием в зависимости от возраста и статуса. Платья были длинные, с широким подолом, под которые надевали штаны (ыштан, дамбал), часто из той же ткани. Поверх платья носили безрукавки (камзол) и кафтаны (бешпент) из шерстяных, а также из бархата, парчи, вельвета и шелка. Верхней одеждой был свободный халат (шапан), а зимой легкий полушубок (купі). Традиционно ношение кожаных поясов, как мужчинами, так и женщинами, которые у знатных и богатых людей были украшены золотыми и серебряными бляшками и драгоценными камнями. Обувь была изящного покроя сафьяновая и часто на высоком каблуке. Головными уборами были тюбетейки (тақия), различных фасонов шапочки с меховой прокладкой (бөрік, орамал). Замужние женщины носили кимешек — своеобразный капюшон из белой ткани, закрывавший голову, грудь и спину, с вырезом для лица. Поверх кимешека женщины (в особенности пожилого возраста) повязывали жаулық — разновидность платка. Иногда вместо кимешека использовались сұлама, орамал — широкий платок, покрывающий спину и плечи. Поверх платья или в комплекте со штанами молодые женщины носили белдемше — расшитую узором распашную юбку. В холодное время годы были популярны теплые, крытые бархатом халаты и шубы из шкурок пушных зверьков — ішік. В целом и мужская, и женская одежда была искусно вышита, обязательным элементом золотые и серебряные детали, популярны были меховые компоненты из ценной пушнины. Одежда девушек и молодых женщин щедро оформлялась национальным орнаментом. Предпочтение отдавалось красивым привозным тканям.

 

 

 

Костюм казахской невесты состоит из длинного белого шелкового расшитого платья. Поверх платья надевается бешпент из темно-красного бархата, а также серебряные и золотые украшения: подвеска (алқа), браслеты (білезік), перстни и кольца (жүзік, сақина) и др. Платье и бешпент образовывает единый ансамбль, который завершает старинный свадебный головной убор - сәукеле.

 

Высокий, конусообразной формы, покрытый бархатом, он обильно украшен драгоценными камнями, серебряными бляшками, ниспадающими нитями кораллов и подвесками (жақтау, шолпы). По числу подвесок определялось имущественное положение и социальный статус невесты. Мужчины также носили шекпены — домотканые плащи из шерсти, которые при необходимости служили в качестве верхней одежды. Образцом искусства является шапан — нарядный длинный халат, ярко украшенный орнаментальной вышивкой. Иногда основу композиции составляют крупные розетки в форме кругов, символизирующих Солнце. Тақия или кепеш (маленькая шапочка, тюбетейка) - важная часть туалета которую носили все казахские мужчины. Другой вид головного убора - тымақ, незаменим в суровых зимних условиях, который шьется из волчьего, лисьего меха или овчины. Тымақ продолжает бытовать в среде животноводов и является прообразом т.н. шапок-ушанок. В настоящее время модельеры прилагают определенные усилия для внедрения традиционной одежды или ее отдельных деталей в повседневность.

 

Быт

  • КАЗАХИ, қазақ, алаш (самоназвание).
  • Этническая родина — Казахстан.
  • Общая численность казахов свыше 10 млн. человек. Из них в Казахстане проживает 7985,0 тыс. чел. (1999 г.).

 

Казахские диаспоры имеются во многих странах ближнего и дальнего зарубежья: в Китае - 1070 тыс., в России - около 700 тыс., Монголии — 137 тыс., Турции — 120 тыс., Афганистане - 20 тыс., Иране - 10 тыс., в разных странах Европы и США — около 4 тыс. человек. Более трети всей численности казахов проживает за пределами своей этнической родины.

 

Казахский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской языковой семьи. Характерной особенностью является отсутствие диалектов — в отличие от языков близкородственных тюркских народов. Причиной тому феномен номадизма — вся Степь была в активном движении и межплеменном общении. Не было объективных условий для замкнутого, изолированного существования — и потому на всей огромной территории от Иртыша до Волги существовали единые языковые нормы. В настоящее время казахский язык является государственным языком Республики Казахстан. Разработана и претворяется в жизнь государственная программа возрождения и развития казахского языка (наряду с остальными языками республики).

Согласно переписи 1999 г., 99,4% казахи владеют казахским, 75% — русским и 0,7% — английским языками. Казахи, как и все тюркские народы, в далеком прошлом имели исконную, самобытную графику — руническую письменность. Она представляет собой особые (в основном, линейного начертания) знаки. Рунический алфавит содержит 28 букв, передаваемых 72 руническими знаками. Благодаря номадизму казахский язык остался близок к древнетюркскому языку и позволяет положительно решить проблемы перевода рунических памятников. С приходом ислама в Степь (VIII—X вв.) среди казахов начала распространяться арабская графика. Основными очагами грамотности были мектебы и медресе при мечетях. В конце 20-х годов XX в. письменность была переведена на латинскую графику, а в 40-х годах на кириллицу.

 

Верование казахов — мусульмане-сунниты. В доисламский период на территории Казахстана доминировал культ Тенгри — поклонение Вечному Небу. Тенгрианство является одной из древнейших монотеистических религий человечества. Многие атрибуты тенгрианства указывают на древнейшее родство с исконно восточными культами. Тенгрианство не оставило кодифицированного свода правил (как "Ветхий Завет" иудеев, "Новый Завет" христиан, "Коран" мусульман и т.д.). Единственным письменным источником являются героические поэмы-эпитафии, выбитые руническим письмом на каменных стелах в период Великого Тюркского каганата (V—VIII вв.). В XIV в., при золотоордынском хане Узбеке ислам стал государственной религией империи. Тем не менее, еще в середине XIX в. Ш. Валиханов отмечал распространение ислама и приверженность некоторых регионов тенгрианским традициям. В советское время ислам был слабо востребован. После обретения независимости ислам получил в Казахстане определенную поддержку государства. Вместе с тем секуляризация религии является частью идеологии государства. Одновременно с исламскими, в быту казахского народа присутствуют и отдельные древние тенгрианские обряды и традиции, влияющие на этносознание и менталитет казахов: поклонение духу предков, огню, солнцу, звездам, небу и др. Казахи веротерпимы под влиянием номадических и религиозных традиций.

 

Казахстан — земля древней цивилизации Евразийского континента, где на протяжении веков возникали, гибли и вновь восставали из пепла могущественные империи и государства. Здесь проходили важнейшие торговые пути, связывающие Восток и Запад. Историко-культурные объединения древних племен, существовавшие на территории страны на протяжении многих веков, являлись основой становления казахского этноса (саки, усуни, гунны, канглы, тюрки, кыпчаки, Казахское ханство).

 

Земля, на которой родились и живут тюркоязычные народы Евразии, в т.ч. и казахи, в соответствии каждому временному периоду называлась по разному: Туран, Степь огузов, Дешт-и-Кыпчак, Туркестан. В XX в. казахи получили исторический шанс создания своего независимого государства. Идеи возрождения старинных традиций, обрядов и обычаев, историко-культурных ценностей вновь стали особо актуальны и значимы для молодого государства.

 

Ремесла

Традиционное занятие казахов — кочевое и полукочевое скотоводство (овцеводство, в основном грубошерстных и курдючных пород, крупный рогатый скот), в т.ч. коневодство и верблюдоводство. Земледелие в силу преимущественно аридного характера территории обитания казахов было в основном подсобным, а где наблюдалось обилие водных ресурсов, и параллельным занятием. Казахи не заготавливали сено для стойлового содержания скота. Скот и летом, и зимой пасся на открытых пастбищах. Уникальность этой кочевой системы состояла в том, что казахи кочевали вслед солнцу и траве: лето они проводили в северных широтах (где много сочных пастбищ и достаточно прохладная температура), а зиму — в южных регионах, часто в предгорьях и полупустынях (где рельеф местности защищает от сквозных ветров и слой снега на пастбищах не слишком глубок). После присоединения к России и последующее сокращение пастбищ и водоемов приводило к социальному размежеванию и частичному оседанию населения.

 

В советский период, несмотря на огромные жертвы в результате массового, спровоцированного большевиками голода и масштабных репрессий (потеряно около 50% коренного населения), а также больших потерь трудоспособного мужского населения в Великой Отечественной воине, Казахстан из отсталой окраины Российской империи превратился в развитую индустриальную республику.

 

К одному из древнейших видов прикладного искусства относится художественная обработка металлов: кузнечное дело, изготовление посуды, ювелирных изделий, оружия, седел, богато инкрустированных костью, серебряными, золотыми деталями, а также седел и конской сбруи, одежды. Известно, переносное традиционное жилище — юрта, седло и стремена для лошади, искусство верхового боя, национальные ковровые узоры и орнаменты серебряных и золотых украшений - оригинальные изобретения кочевых культур. Юрта основывается на деревянном каркасе (кереге), покрытом войлоком.

 

Шанырақ — самая верхняя часть юрты, служит для прохождения дыма от очага и частичного освещения внутренней части юрты. Поддержание температуры и вентиляция также обеспечиваются откидным пологом, размер которого можно регулировать, и войлочным покрытием свода, которое может состоять из двух или более слоев. В правильно сконструированной юрте прохладно летом и тепло зимой. На ее разборку и сборку уходит менее одного часа. Посреди юрты находится очаг с казаном.

 

Главным украшением юрты являются войлочные ковры (текемет) и шерстяные ковровые изделия (кыем). Интерьер также обогащался различными лентами с орнаментом, аппликацией, ткачеством, вышивкой, плетением.

 

Простота и практичность, легкость и быстрота сборки, использование естественных материалов, идеальность конструкции и высокая транспортабельность превратили юрту в лучшее жилище кочевника. В настоящее время юрты часто используются в качестве декоративного украшения в музеях, театрах и др. публичных местах. Устанавливаются во время национальных празднеств на площадях.

Национальная кухня

Традиционная кухня казахов состоит, в основном из мясных и молочных блюд. Мясо было главным продуктом питания круглый год, его потребление уменьшалось летом, но значительно возрастало зимой. Также популярны и молочные продукты: из кобыльего молока — қымыз, из верблюжьего молока — шұбат; из овечьего и козьего молока - құрт (сушеный сыр). Из коровьего молока готовят также айран, қатық, көже — квашенная молочная масса, на основе пшеницы, проса или риса. Зерновые и растительные продукты использовались больше в полуоседлых районах. Особо почитаемым блюдом казахов является бешбармак.

Почетного гостя угощают бараньей головой, приготовленной по особому рецепту. Он разделывает голову и раздает другим гостям, соблюдая особый ритуал, основанный на древних казахских традициях отношения к гостям, старикам, детям, близким и дальним родственника. Мясо подают с кусками раскатанного теста, сваренного в бульоне. Дополнением к этому блюду является мясной бульон (сорпа), который подается в деревянных или фарфоровых пиалах. К дастархану обязательно подаются бауырсаки. К пище добавляются пряности, как правило, черный перец и гвоздика. Чай подается перед мясными блюдами. В отличие от европейских представлений напиток подается наряду со всеми угощениями и сладостями. Разливается по своим правилам обычно с молоком или сливками. В конце трапезы подается кумыс. Современная казахская кухня состоит не только из традиционных казахских блюд, но и сочетает в себе узбекскую, уйгурскую, татарскую, русскую, украинскую, корейскую, и др. кухни. Готовят множество блюд из овощей, фруктов, рыбы, морепродуктов, различные кондитерские изделия.

Фольклор (легенды, сказки и мифы)

Богат и разнообразен фольклор казахского народа. Он представлен богатырским эпосом, наследием жырау (степных бардов) и акынов-импровизаторов, а также огромным числом др. жанров: сказки, легенды, пословицы и поговорки. Примечательно, что многое из этого духовного наследия дошло до наших дней в традиционной устной поэтической форме.

Издревле неподдельным уважением пользовались народные акыны (поэты-импровизаторы), которые являлись носителями духовного богатства народа и демонстрировали свое мастерство в песенно-поэтических состязаниях — айтысах. Ни одно крупное мероприятие не обходилось без их участия, т.к. на них возлагалась почетная и ответственная роль оценки важного события. Во время айтысов акыны поднимают жизненные проблемы народа в социальной, политической и культурной сферах. Исполнители сопровождают свое пение игрой на древних музыкальных инструментах - домбре или қобызе. Широко известны в народе старинные эпические поэмы (дастаны): "Қобланды батыр", "Алпамыс", "Ер Тарғын", "Қозы-Корпеш-Баян-Сулу", "Қамбар батыр", "Едіге батыр", "Кыз Жибек" и др. Дошли до наших дней отдельные произведения воинов-жырау: Қазтугана, Доспамбета, Шалқииз, Ақтамберды; древних сказителей — Кетбуги, Асан-Кайги, күйші (создатели и исполнители музыкальных произведений) — Қорқыт-Ата, Құрманғазы. Огромную роль в духовном становлении народа сегодня играет наследие его великих представителей: Аль-Фараби, М. Кашгари, Ю. Баласагуни, М-Х. Дулати, Ахмета Яссауи, Абая, М. Утемисова, М. Ауэзова и др.