КГУ "Карагандинская областная юношеская библиотека имени Жайыка Бектурова"
00:00:00





Официальный сайт КГУ "ОЮБ имени Ж.Бектурова"
www.uniorlib.kz


Украинский национально-культурный центр

КТО НЕ ИСПЫТАЛ ДРУЖБЫ, ТОТ НЕ ЖИЛ

(народная пословица)

 

В конце XIX века украинцев в Казахстане было более 85 тысяч. Ныне в Казахстане проживает 896240 украинцев, из них в Карагандинской области -107098 человек.

 

Общество украинского языка им. Тараса Шевченко "Рідне слово" действует с 1990 года. Приоритетными в его деятельности являются возрождение родного языка, изучение истории Украины, литературы, развитие самобытной украинской культуры, возрождение обычаев, традиций украинцев, содействие развитию связей с исторической Родиной, сотрудничество с другими национально-культурными обществами, укрепление дружбы между народами, проживающими в Республике Казахстан.

 

Общество гордится хором ветеранов, вокальными группами. При нем действует воскресная школа по изучению украинского языка, истории Украины, украинской литературы. Стало традицией отмечать народные традиции, обычаи. Ежегодно проводятся встречи и концерты, посвященные Рождеству, Шевченковским дням, Пасхе, Дню Независимости Украины, выдающимся деятелям украинского народа. Кроме того, самодеятельные коллективы общества привлекаются организаторами крупных праздников в городах и области, к участию во всех программах.

 

Обществу украинского языка присвоено имя выдающегося украинского поэта Т. Шевченко. Мероприятия, посвященные Тарасу Шевченко, проводятся ежегодно. Они включают в себя лекции, конференции, "круглые столы", концерты. Широко общество отметило 190-летие со дня рождения Тараса Шевченко. Ассоциацией украинцев Казахстана совместно с Посольством Украины в Республике Казахстан был объявлен конкурс на лучшее проведение юбилейных шевченковских мероприятий. Представители Карагандинского украинского общества завоевали второе место среди украинских обществ Казахстана.

 

Карагандинский национально-культурный центр тесно сотрудничает с Посольством Украины в Республике Казахстан. Оно оказывает помощь в обеспечении воскресной школы учебниками, систематически присылает информационный бюллетень. Благодаря содействию Посольства, ежегодно начиная с 2000 года, в оздоровительном центре Крыма - "Артеке" отдыхают дети членов общества. А в 2003 и 2004 годах группа детей из 20 человек отдыхала в молодежном оздоровительном центре в Карпатах в Ивано-Франковской области.

 

По предложению группы бывших узников сталинских лагерей в 1997 году погибшим землякам на пожертвования членов общества были сооружены в Спасском комплексе и в поселке Кенгир памятные знаки.

 

Позитивный вклад в жизнь украинского общества вносит газета "Украінски новины", которая выходит еженедельно в Астане на украинском языке. Она является важным источником информации о жизни украинцев в Казахстане, главных событиях в Украине, развитии украинско-казахстанских отношений.

 

Областное товарищество украинского языка "Рідне слово" тесно сотрудничает с другими национально-культурными центрами.

 

 

Областное товарищество украинского языка им. Т.Г. Шевченко «Рiдне слово»

Руководитель: Красивская Зеновия Ярославовна

Адрес: Карагандинская область, г.Караганда, пр.Шахтеров 64, Дом дружбы

Материальная и духовная культура этноса

  • УКРАИНЦЫ, самоназвание — русы, русичи.

В XVIII в. закрепилось название украинцы (от слова краина - т.е. окраина или украина), данное россиянами. Именовали также козаками (казаками) — этимология от кочевых казаков (казахов), у которых заимствовали образ жизни - военную вольницу (казак имеет среди многих значений и - "вольный, свободный". Кроме того, военная аристократия состояла из казаков-кипчаков (славяно-тюркской конгломерат Киевской Руси). Также распространено шутливо-панибратское, иногда пренебрежительное хохол (по мнению некоторых ученых, от тюркского кок - "голубой, небесный", имея ввиду кок тюрк - "небесные тюрки".

 

Украинский язык — один из восточнославянских языков, имеет три наречия: а) северные: левобережно-полесские, правобережно-полесские, волынско-полесские говоры; б) юго-западные: волынско-подольские, галицко-буковинские, карпатские, поднестровские говоры; в) юго-восточные: — поднепровские, восточно-полтавские говоры. Последнее наречие в XVIII в. было положено в основу т.н. староукраинского книжного языка. На рубеже XVIII-XIX вв. сложился современный украинский (новоукраинский) литературный язык. С Украины началось шествие старославянского письма ("кириллицы"), созданного просветителями Кириллом и Мефодием в X в.

 

Верование — основное население Украины исповедует христианство православного толка, часть находится в католической вере. В 988 г. киевский князь Владимир (Великий) официально принял христианство и крестил народ Киевской Руси.

 

Основной экономической жизни украинских переселенцев в XIX-начале XX в. было земледелие, подсобные отрасли - животноводство. Часть сельского населения занималась промыслами и ремеслами - кожевенно-сапожным, шубным, гончарным, столярным, бондарным, иконописным, винодельным и др.

 

Традиционное жилище украинцев, несмотря на значительные миграционные процессы, в самых различных регионах мира сохраняло свои этнографические особенности вплоть до середины XX века. Как правило, это характерные для Украины низкие, продолговатые хаты, с земляным или глинобитным полом, с нависающей над стенами четырехскатной крышей. Стены сооружались из подсобного материала: леса, каркаса, камней, самана. Устойчиво сохранялась традиция обмазывать глиной и белить стены. Сохранялась внутренняя планировка ("западнорусская" или "украинско-белорусская"): в середине большая духовая печь (вариста), по диагонали от нее красный или передний угол (покут), по бокам, вдоль стены - укрепленные широкие лавки (лавы).

 


Традиционная одежда украинцев представляла собой многослойный комплекс: штаны из домотканого полотна, рубаха, поясная и нагрудная одежда, верхняя одежда, головной убор, обувь, украшения. Среди украинцев до сих пор бытуют этнографические особенности в одеянии: дерга (будничная одноплатовая запахивающаяся одежда), плахта (праздничная, скроенная из двух полотнищ яркой клетчатой шерстяной ткани, с богатым орнаментом), спідниця (юбка из фабричной ткани), керсетка (безрукавка) и др. Женщины носили съемные украшения — браслеты, серьги, кольца, шейные и нагрудные ожерелья, бусы, подвески с монетами (монисто, дукачі). На голове часто белый плат (намітка), повязанный поверх шапочки (очіпка). Повсеместно были распространены платки, разнообразные по цвету, фактуре, способу повязывания. Мужчины ходили в широких шароварах, позднее у русских были заимствованы узкие брюки. Популярны были туникообразные рубашки с вырезом на груди, украшенные орнаментальной вышивкой. Из головных уборов — высокая барашковая шапка (кучма), зимние шапки (треух, малахаі), шляпу из войлока и соломы (бриль).

 

Традиционная кухня

Хлеб пекут из кислого теста в форме круглых или продолговатых больших хлебин (паляница, хлібина, бохан). Популярны пироги с начинкой и лепешки (перепічки, opішки, пампушки). Из муки готовят старинные блюда: квашу, лемішку, соломаху. Популярны до сих пор кушанья из теста, сваренные в кипятке: галушки, вареники (с творогом, картошкой, вишней), лапша (локишна), затірка (круто замешанное пресное тесто, растертое на мелкие кусочки и сваренное в воде или молоке). Фирменным блюдом украинцев остается украинский борщ, имеющий много разных способов приготовления. В повседневном рационе присутствуют многочисленные молочные продукты. Национальная кухня обогащается за счет традиций в местах проживания. Так, на Кубани украинцы делают адыгейский сыр, в Башкирии и Казахстане - кумыс и айран. Мясо, колбасы и знаменитое украинское сало являются как повседневными, так и праздничными продуктами.

 

Национальные обычаи и обряды

Как и у многих народов, у украинцев наблюдается симбиоз христианских обрядов с древними языческими обычаями. К примеру, святки сопровождались обычно вечерними застольями, с духовными беседами, магическими действиями, ритуальными кушаньями. Под Рождество пели колядки (шутливые песенки гадательно-мистического характера), ходили "со звездой", дети "засевали" зерна в домах соседей и т.д. На Масленицу, как и русские, пекли блины и вареники, катались на конных санях, ходили в гости. На Пасху водили хороводы, устраивали гулянья, готовили обрядовую пищу, освящали в церкви паску (кулич), крашеные яйца, мед, колбасы, жареного поросенка. На Троицу украшали хату и ворота ветками. На Ивана Купалу устанавливали на высоком берегу срубленное обрядовое дерево, украшали цветами (марена - купала), жгли костры, гадали и т.д. Все эти праздники отмечаются и сегодня, хотя и не в таких масштабах, как в прошлом. В жизнь украинцев вошли многие современные праздники. Украинцы бережно хранят древнюю поэтическую культуру, которая уходит корнями в общеславянскую и древнерусскую эпоху. Период язычества был отмечен неразделенностью человека и природы, множеством богов. Принятие Древней Русью христианства повлекло приобщение к новым духовным, интеллектуальным ценностям. Весь огромный пласт, именуемый древнерусской литературой - от первых переводных и компилятивных произведений до вершины русской поэзии "Слова о полку Игореве" - является основой и украинской культуры.