КГУ "Карагандинская областная юношеская библиотека имени Жайыка Бектурова"
00:00:00





Официальный сайт КГУ "ОЮБ имени Ж.Бектурова"
www.uniorlib.kz


Каменный век

Изучение древнейшего периода истории начинается с далекого прошлого человечества, то есть с эпохи становления первобытного общества.

Каменный век Казахстана делится на следующие периоды (культуры):

1. Палеолит

A) Олдувай (древний или нижний палеолит): 2,6 млн. - 700 тыс. л. до н. э.

Б) Ашель: 700 тыс. - 150-120 тыс. л. до н. э.

B) Мустье (средний палеолит): 150-120 тыс. - 35-30 тыс. л. до н. э.

Г) Поздний или верхний палеолит - 40-35 тыс. - 10 тыс. л. до н. э.

2. Мезолит (средний или переходный от палеолита к неолиту период): 10 тыс.-7 тыс. л. до н. э.

3. Неолит (новокаменный век): 7-6 тыс. - 4 тыс.л. до н.э.

 

Особая эпоха, лежащая между каменным веком и эпохой бронзы называется энеолит. Точной границы или хронологической рамки этого периода не определено, она колеблется приблизительно в пределах - 4-3 тыс. - 2 тыс. л. до н. э.

 

Эпоха древнего каменного века - начальное время становления человека и его хозяйства. Общественная организация людей в эпоху палеолита прошла сложный и длительный путь развития. Начальным этапом было первобытное стадо. В это время постепенно вызревают предпосылки нового социального организма - первобытной общины. Только в позднем палеолите сложились зрелые формы первобытной общины, этот качественный скачок, как полагают многие исследователи, совпал с трансформацией неандертальца в человека современного физического типа.

 

Олдувайская культура - это время существования древнейшего человека Homo habilis («человек умелый»). Своей продолжительностью (порядка 2 млн. лет) олдувайская эпоха (культура) превосходит все другие эпохи палеолита, вместе взятые.

 



Коллекция каменного инвентаря 1

Основную часть каменных изделий составляют отщепы, а из орудий характерные для этой культуры, присутствуют чопперы и чоппинги. В английском языке чоппер и чоппинг означают «рубящее орудие», «топор», «секач». Чоппер - это грубое рубящее орудие из куска голыша (речная галька или валун) или толстого отщепа камня, выпуклый или прямой рубящий рабочий край которого оформлен оббивкой лишь с одной поверхности (стороны). Чоппинг - такое же грубое рубящее орудие, но обработанное грубыми снятиями сколов уже с обеих поверхностей (сторон). Отщепами в основном характеризуются категории отходов, полученных при обработке камней, но это, по-видимому, было бы ошибочно по отношению к ним, так как орудия труда и охоты и режущие каменные изделия изготовлены из них. Для оббивки камня, из которого в дальнейшем получали готовые изделия (орудия), использовались отбойники.

 

В олдувайскую эпоху людям еще не был известен огонь.

 

Ашельская культура делится на 3 периода: древний, средний и поздний ашель. В древнеашельских местонахождениях, как и в олдувайских памятниках, встречаются чопперы, чоппинги и т.д. Но здесь появляется и новое, очень характерное орудие - ручное рубило.

 



Кремневый нож

В литературе по палеолиту вместо термина «ручное рубило» часто употребляется «бифас», обозначающий орудие, обработанное с обеих поверхностей (сторон). Но бифас - термин более широкий, чем ручное рубило. Они характерны или встречаются на памятниках среднего, позднего ашеля и для мустье, и служили не для рубки, а для скобления и в качестве наконечников копий. Кроме того, в это время появляется рубящее каменное изделие - кливер. Оно представляет собой, как и рубило, двустороннее оббитое орудие - бифас. В литературах по палеолиту кливеры иногда называют рубилами с поперечным лезвием (рабочим краем), колунами, секачами. Но основную часть каменных артефактов древнего ашеля составляют отщепы, значительная часть которых служила разнообразными режущими, скоблящими, прокалывающими и т.п. орудиями.

 

Люди этой эпохи занимались охотой, собирательством. Практиковались рыбная ловля и собирание морских моллюсков, но огонь уже был известен (возраст древнего ашеля 700-300 тыс. л. до н. э.).

 

В среднем и позднем ашеле (300-150 тыс. л. до н. э.), в каменных коллекциях присутствуют все орудия труда и охоты предыдущих эпох, но появляются и новые признаки прогресса в их изготовлении. Прежде всего, это относится к рубилам, которые становятся более тонкими. Наиболее ярко технический прогресс проявляется в леваллуазской технике обработки камня и в леваллуазских нуклеусах, отщепах и пластинах. В чем заключается смысл леваллуазской техники? Прежде всего, в том, что появляется тщательная предварительная оббивка со всех сторон нуклеуса, перед тем как с него начинали скалывать отщепы и пластины, превращавшиеся затем в орудия.

 

Для древнего палеолита распространение техники леваллуа было крупным техническим переворотом. В среднем и позднем ашеле в каменных коллекциях имеются мелкие орудия - скребла, скребки, сверла и др. - появившиеся еще в предшествующие эпохи. На памятниках этого времени встречаются дубины, копий и т.д.

 

Позднеашельская эпоха сменилась мустьерской, обозначаемой многими исследователями как средний палеолит. Для Казахстана мустье: 150-120 - 40-35 тыс. л. до н. э. Принято считать, что в конце ашеля и при переходе к мустьерской эпохе произошли существенные изменения в физическом строении человека. Архантропы Homo erectus - человек прямоходящий - трансформировались в так называемых палеоантропов или неандертальских людей.

 

При переходе от ашеля к мустье произошли перемены не только в физическом строении человека, но и в его технике, хозяйстве, образе жизни. Леваллуазская техника стала доминировать в ходе изготовления каменных изделий. Долгое время считалось общепризнанным, что в мустьерскую эпоху были только три основных типа каменных орудий: мустьерский остроконечник, мустьерское скребло и обработанное с обеих поверхностей (сторон) маленькое рубильце позднеашельского типа. Однако, многолетние исследования ученых доказали существование в мустье нескольских десятков типов (разновидностей) изделий, среди них: выемчатые и зубчатые орудия, скребки, резцы, проколки и другие.

 

Первобытное охотничье хозяйство достигло в мустье более высокого уровня развития, увеличилось его значение по сравнению с собирательством. Показателем прогресса охотничьего хозяйства являются найденные на памятниках большие скопления костей убитых на охоте животных. А также практиковались охота на птиц и ловля рыб.

 

В мустьерскую эпоху изменился и характер поселений. Люди продолжали, как и прежде, устраивать свои становища на открытом воздухе по берегам рек, но гораздо чаще стали заселять навесы под скалами, гроты и пещеры.

 

Поздний палеолит (40-35 - 10 тыс. лет до н. э.). Это время широкого расселения человека по всем климатическим зонам Земли и формирования рас и расовых групп.

 

Существует непосредственная связь между появлением человека разумного и дальнейшим развитием материальной и духовной культуры человеческого общества эпохи позднего палеолита. Это явление непосредственно связано с прогрессивным развитием общественных отношений, с процессом формирования родовой общины, с возникновением рода как первой специфической формы общественной организации человеческого коллектива. Предполагается, что родовая организация была повсюду матрилинейной и матрилокальной, а женщина занимала главенствующее положение в общине. Материнский род представлял собой экзогамную группу людей, объединенных узами кровного родства между собой и общим происхождением по материнской линии. Высокое положение женщины в общественной жизни определялось также спецификой домашнего общинного хозяйства, ролью женщины в семье как продолжательницы рода. Не случайно в идеологических представлениях древних людей возник культ женщины - родоначальницы и хозяйки очага.

 

Мировоззрение человека эпохи позднего палеолита усложнилось. Получил распространение культ охотничьей магии, в основе которого лежит вера в получение власти над животным через овладение его образом - символом. Полагают, что универсальным орудием магии было появившееся в это время первобытное искусство. Главная его тема - изображение различных животных, резьба и скульптура. Олицетворением плодородия земли, материнства были женские фигуры, вырезанные из кости или мягкого камня.

 



Раскопки. Стоянка Токтаул. Улытауский район

Представление о душе и загробной жизни человека как продолжении земного существования вели к появлению сложных обрядовых церемоний. Тело умершего посыпали красной охрой, его грудь украшали ожерельями из просверленных раковин и клыков хищника, ноги - браслетами из бивней мамонта, одежду расшивали гирляндами бус. Вместе с погребенным клали изделия из кремня и кости.

Мезолит (средний каменный век или переходный этап от палеолита к неолиту) выделяется, прежде всего, высочайшим развитием техники отделения ножевидных пластин, включая получение микропластинок. В это же время получает наибольшее в каменном веке распространение изготовление орудий из ножевидных пластинок. Широко употребляется производство различных микролитов, в том числе орудий геометрических форм - сегментов, трапеций, треугольников, прямоугольников, параллелограммов. Развивается микрорезцовая техника, применявшаяся для изготовления микролитов. Широко распространяется изготовление рубящих орудий - топоров, тесел, долот, макролитических специализированных орудий - мотыг и кайл. В ряде мезолитических культур появляется техника шлифовки каменных орудий, а также техника сверления и пиления.

 

Более разнообразной по сравнению с палеолитом становится костяная индустрия. В стоянках мезолитического времени встречаются разнообразные костяные и роговые гарпуны, наконечники стрел и копий, кинжалы, ножи, топоры и тесла, муфты для них и т. д. Ряд форм этих орудий был изобретен только в мезолите.

 

Происходят изменения в характере искусства. Менее распространены наскальные росписи, столь характерные для позднего палеолита. Искусство приобретает схематизированный характер. Широко развиваются геометрические узоры. Основными элементами орнамента являются линии, точки, штрихи, елочки, зигзаги, сетки и т.д. Очень часто для нанесения орнамента используется техника прорезания и сверления, распространена мелкая пластика, состоящая из зооморфных и антропоморфных изображений.

 

Меняются и жилища, и сами поселения по сравнению с позднепалеолитическими. Большинство мезолитических поселений временные, чаще всего это сезонные стоянки с тонким культурным слоем, бедные находками. Крупные поселения встречаются крайне редко. Остатки жилищ, найденные при раскопках, как правило, представлены временными шалашевидными постройками, жилища типа позднепалеолитических землянок или полуземлянок встречаются только в северных, холодных регионах.

 

Таковы особенности мезолитической материальной культуры. Она характеризуется как развитием и видоизменением некоторых палеолитических технических и технологических приемов, так и появлением новых, изобретенных в мезолите форм орудий и способов их изготовления.

 

Основой экономики, как и в позднепалеолитическое время, остается охота (в этом есть несомненная преемственность с предшествующим временем). Однако ее характер резко меняется, прежде всего, потому, что меняется по сравнению с поздним палеолитом способ адаптации человека к изменившейся природной среде. Лук, изобретенный еще в позднем палеолите, утверждается в качестве основного охотничьего вооружения. Разнообразны формы вкладышевого охотничьего вооружения, почти неизвестные в позднем палеолите. Объекты охоты в мезолите зависят от экологической ниши, в которой размещалось население той или иной мезолитической культуры. Загонная охота, столь распространенная в палеолите, сохраняется, можно сказать, только в эпизодической форме. Возникают новые, специфические формы охоты, как, например, специальная охота на птицу в позднем мезолите. Такое развитие различных форм охотничьего хозяйства незнакомо палеолитическому человеку. Оно предполагает расцвет присваивающего хозяйства, что, в свою очередь привело, в конце концов, к созданию предпосылок получения избыточного продукта, характерного для неолита, уже на этом уровне развития экономики.

 

Именно в мезолите целенаправленным, а не эпизодическим, становится рыболовство, что подтверждается изобретением лодок, сетей, верш и т. д. Возможно, в мезолите получают начало и некоторые формы доместикации животных, во всяком случае, уже распространены домашние собаки. Усложняется собирательство, получая при этом в зависимости от экологической ниши обитания той или иной культуры своеобразный характер.

 

Таким образом, и в экономическом аспекте мезолит отличается от позднего палеолита как способами и приемами охоты, так и появлением и началом развития новых отраслей хозяйства.

 

Начало неолитического периода падает приблизительно на вторую половину VII тыс. и начало VI тыс. до н.э. Это время расцвета техники в обработке камня. Происходит специализация в производстве орудий труда. Наряду с совершенствованием техники отжимной ретуши развивались новые технологические приемы обработки камня: шлифование, сверление, пиление. Стали изготовляться каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки, песты. Из нефрита, яшмы, серпентинита и других пород камня делались украшения - браслеты, подвески.

 

Важнейшей чертой эпохи неолита является зарождение скотоводства и земледелия, составляющих основу производящего хозяйства, пришедшего на смену присвоению готовых продуктов природы - собирательству и охоте. Возникновение новых видов хозяйства имело огромное значение для развития человеческого общества, расширило область трудовой деятельности человека и в то же время качественно изменило ее характер. Вся дальнейшая многотысячелетняя история экономической деятельности человека есть в значительной степени история развития, совершенствования двух этих видов хозяйств.

 

Уровень развития производительных сил, достигнутый первобытным населением в эпоху неолита, обусловил появление и других культурно-бытовых новшеств. У древнего населения Казахстана возникают зачатки горного дела. Получают развитие гончарство, ткачество.

 

В социальном отношении эпоха неолита была временем родовых общин, где господствовали коллективный труд и общая собственность на средства производства. Вместе с тем это было время более высокого развития форм организации общества: образования племен или племенных объединений. Племена состояли из нескольких (большего или меньшего числа) родовых общин, объединенных кровнородственными узами и однородным характером хозяйства.

 



Стоянка каменного века Дермен

Именно в эпоху неолита была создана та база, на которой в дальнейшем возникли культуры качественно нового уровня - развитые общества эпохи бронзы.

 

В неолите широко распространяются на территории Казахстана родниковые стоянки, так как пустынные и полупустынные зоны бедны речной сетью. Стоянки у родников - это чаще всего временные, сезонные местопребывания бродячих охотников.

 

К неолитическому времени на территории области относится стоянка Тегисжол на р. Нуре. Здесь, на склоне левого берега реки были собраны предметы из кремня и яшмы – скребки, ножевидные пластины-вкладыши, скобели, нуклеусы, наконечники стрел. Все находки залегали прямо на поверхности. Вероятно, стоянка Тегисжол – временное стойбище подвижных охотников. Небольшие группы охотничьих племен неолита охотились, преимущественно, на диких копытных – сайгу, кулана, джейрана, дикую лошадь и осла. Следуя за мигрирующими стадами этих животных, охотники устраивали временные лагеря в местах успешной охоты.

 

Одна из особенностей неолитических памятников пустынно-степного Казахстана в том, что большая их часть - стоянки открытого типа.

 

На всех стоянках найдены каменные орудия из местных материалов: наконечники стрел и копий, топоры, долота, ножи, скребки. Имела место дифференциация в подборе породы камня для изготовления определенных орудий. Разнообразие сырья способствовало развитию разных технических приемов его обработки и их совершенствованию. Неолитические памятники Казахстана образуют несколько территориальных групп, возможно, соответствующих районам обитания родственных племен, близких друг к другу по культуре.

 

В литературе коренные изменения в хозяйстве первобытных племен получили название «неолитической революции». Переход к производству пищи, сознательному выращиванию съедобных растений, особенно злаковых, к приручению, разведению и отбору животных явилось экономической революцией, величайшей в истории человечества после того, как человек овладел искусством добывать огонь. Она открыла возможность прибегать к более богатому и надежному источнику пищи, который находился под собственным контролем человека, предоставляя ему почти беспредельные возможности и требуя от него взамен лишь приложения его сил.

 

Не одинаковы были уровни развития неолитических племен в разных ареалах культур этой эпохи. Следует знать, что в хозяйстве неолитического общества степного региона еще не происходило особых изменений - здесь по-прежнему охота и рыболовство были основными источниками пищи. Очевидно, континентальность климата не благоприятствовала росту численности населения и, естественных ресурсов (то есть «готовых источников» пищи) было вполне достаточно для удовлетворения нужд населения.

 

Энеолит (4-3 тыс. до н.э.) – эпоха начального освоения металлов. Он знаменует начало перехода от техники каменного века к металлургии. В энеолите начинается использование меди, золота, свинца, а кое-где мастера ковали метеоритное железо. На территории Казахстана в эту эпоху начинает распространяться скотоводство. Самыми древними видами скота, кости которых найдены на энеолитических стоянках в Приишимье и в Тургае, были овца, коза, лошадь и корова. Интересно, что на стоянке Дермен тоже найдены кости лошади, крупного быка и сайги. Но по тем немногочисленным остаткам, которые имеются в распоряжении исследователей, невозможно установить, принадлежали ли эти кости домашним или диким лошадям и коровам.

 

Одним из давно известных памятников является стоянка Зеленая Балка 4 у с. Доскей. Раскопки на ней проводились еще в 60-е гг. XX века. Из культурного слоя этой стоянки археолог М.Н. Клапчук получил обильный археологический материал - более 1500 изделий из камня. В коллекции стоянки Зеленая Балка 4 – 17 наконечников дротиков, 25 наконечников стрел, 755 ножевидных пластин, 267 каменных скребков, 21 мотыга и другие изделия из камня. Вместе с ними были найдены фрагменты керамики и кости животных. Стоянка Зеленая Балка 4 относится к эпохе энеолита – заключительной стадии каменного века, когда человек начинает осваивать первые металлы. Находки в слое стоянки костей таких животных как бык, лошадь, овца, вероятно, свидетельствуют о начальной стадии скотоводства в Центрально-Казахстанских степях. В то же время, нельзя говорить о местном происхождении скотоводства и доместикации (одомашнивании) лошади, овцы и коровы в бассейне р. Нуры. Гораздо раньше домашний скот был известен в Средней Азии и на юго-западе Казахстана, в памятниках кельтеминарской культуры. Из этих районов скотоводство приходит в северные степи. Следует отметить также, что на современном, крайне низком уровне изученности каменного века Центрального Казахстана, несостоятельными являются всякие попытки связать происхождение культур эпохи бронзы с предшествующими культурами неолита и энеолита.

 


 

Литература:

Артюхова О.А., Деревянно А.П., Петрин В.Т., Таймагамбетов Ж.К. Палеолитические комплексы Семизбугу, пункт 4 (Северное Прибалхашье). Новосибирск, 2001.

Артюхова О.А. Мустье Центрального и Южного Казахстана. Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. А., 1992.

Аубекеров Б.Ж. Континентальные четвертичные отложения Казахстана. Автореферат на соискание ученой степени доктора геолого-минералогических наук. Алма-Ата, 1992.

Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. Л., 1979.

Волошин В.С. Новые находки каменного века в Центральном Казахстане. /АО 1970, М., 1971.

Волошин В.С. Ашельские бифасы из местонахождения Вишневка-3 (Центральный Казахстан). /СА, 1988, № 4.

Волошин В.С. Палеолитический памятник Батпак-7. /Маргулановские чтения. ТДК. Петропавловск, 1992.

Деревянко А.П., Аубекеров Б.Ж., Петрин В.Т., Таймагамбетов Ж.К., Артюхова О.А., Зенин В.Н., Петров В.Г. Палеолит Северного Прибалхашья (Семизбугу, пункт 2, ранний, поздний палеолит). Новосибирск, 1993.

История Казахстана (с древнейших времен до наших дней) в 4-х томах. Алматы. Т. 1, 1996.

Касымов М.Р. Проблемы палеолита Средней Азии и Южного Казахстана. Автореферат на соискание ученой степени доктора исторических наук. Новосибирск, 1990.

Клапчук М.Н. Археологические исследования в бассейнах рек Нура и Сарысу. /АО 1966 г. М., 1967.

Клапчук М.Н. Позднеашельское местонахождение Жаман-Айбат-4 в Центральном Казахстане./СА, 1976, №3.

Клапчук М.Н. Галечные орудия местонахождения Музбель-1, -2 в Центральном Казахстане. /По следам древних культур Казахстана. А., 1970

Клапчук М.Н. Археологические находки в Карагандинской области в 1962 году. /СА, 1965, № 3.

Курманкулов Ж.К., Артюхова О.А., Бексеитов Г.Т., Байгунаков Д.С. Талдысайский микрорайон эволюции каменных индустрии голоцена. /Археологические исследования в Казахстане (Труды научно-практической конференции «Маргулановские чтения - 14»). Шымкент-Алматы, 2002.

Маргулан А.X. Отчет о работах ЦКАЭ в 1947 году. /Известия АН КазССР, серия археологическая, 1948, вып. 2.

Маргулан А.X., Агеева А.И. Археологические работы и находки на территории Казахской ССР (с 1926 по 1946 гг.). /Известия АН КазССР, Серия археологическая, 1948, вып. 1.

Маргулан А.X. Сочинения в 14 томах. Том 1. Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана. Алматы, 1998.

Медоев А.Г. Каменный век в свете новейших исследований. /Известия АН КазССР, Серия общественных наук, 1964, вып. 6.

Медоев А.Г. Геохронология палеолита Казахстана. Алма-Ата, Наука, 1982.

Медоев А.Г. Ареалы палеолитических культур. /По следам древних культур Казахстана. А., 1970.

Медоев А.Г. Новые материалы по каменному веку Северного Прибалхашья и хребта Чингиз. /Вестник АН КазССР, 1962, № 3.

Мерц В.К. О реконструкции внешнего облика человека из погребения на стоянке Шидерты-3. /Вопросы истории, археологии и этнографии Павлодарского Прииртышья. Павлодар, 2000.

 

Эпоха бронзы

Бронзовый век - один из крупных периодов в истории человечества, когда ведущую роль начинают играть орудия труда и оружие из бронзы.В степной зоне Евразии он датируется концом III - началом I вв. до н.э., т.е. продолжался около полутора тысяч лет. Бронза — сплав меди с другими металлами. Качественная бронза по твердости и прочности превосходит медь и не уступает обычной стали.

 

Центральный Казахстан был одним из основных районов становления и развития андроновских племен. Скопление различных памятников этого периода на сравнительно ограниченной территории, их внешний вид, техника сооружения, уровень производства свидетельствуют о высокоразвитой культуре, которую можно назвать классической андроновской. «Именно носители андроновской культуры стали основным населением казахских степей в эпоху бронзы». В Карагандинской области выявлены поселения андроновцев и более 500 курганов, датирующихся эпохой бронзы и ранних кочевий.

 



Глиняный сосуд эпохи бронзы

Наиболее ранние материалы эпохи бронзы (конец III тысячелетия до нашей эры) найдены в могильнике Карагаш в Каркаралинском районе. В одном из погребений этого могильника был захоронен мужчина с медным ножом, бритвой и глиняными сосудами.

 

С начала II тысячелетия до н. э. и до XIV—XIII веков до н. э. (период средней бронзы) в Казахстане существовали культуры андроновской культурно-исторической общности — атасуская (алакульская) и нуринская (федоровская). Население среднего периода эпохи бронзы условно принято называть андроновским.

 

Андроновцы создали высокий уровень культуры, их общество возглавлялось военными вождями, имевшими на вооружении боевые колесницы. Остатки такой колесницы были найдены в могильнике Сатан в верховьях реки Талды в Каркаралинском районе. Древний воин был захоронен вместе с колесницей, имевшей пару колес диаметром около метра, обод был деревянным и соединялся со ступицей десятью спицами. На таких колесницах андроновские воины сражались с врагами. Стоя на быстро мчавшейся колеснице, они расстреливали противников из лука.

 

У андроновцев была сложная общественная организация, реконструируемая по археологическим данным. Высокий социальный статус вождей и старейшин закреплялся и после их смерти, им воздвигали монументальные надмогильные сооружения - курганы. Так, в могильнике Аксу-Аюлы-2 самый большой курган имел диаметр 17,5 метров. Под ним находилась двойная каменная ограда, включавшая две погребальные камеры, обложенные каменными плитами. Аналогичные курганы известны в могильнике Ортау-2 на реке Атасу. Рядовых андроновцев хоронили в оградах небольших размеров. В андроновском обществе важную роль играли металлурги и кузнецы, снабжавшие население металлом.

 

Андроновцы жили в условиях засушливого климата, осваивая преимущественно территории в поймах рек. Им было известно земледелие, но обеспечивали свои потребности они в основном за счет домашнего скотоводства.

 

С древнейших времен в степях Казахстана огромная роль отводилась скотоводству. В эпоху бронзы главными хозяйственными животными были овцы и коровы. Лошади были важнейшим транспортным средством.

 

Культура андроновцев имеет очень много параллелей с культурой древних ариев, известных по источникам — Ригведе и Авесте. Вероятно, из среды андроновцев Казахстана и вышли те арии, которые более трех тысяч лет назад мигрировали на территорию Индостана, где заложили основы древнеиндийской цивилизации. Другая часть андроновских племен осталась на землях Казахстана, приняв участие в сложнейшем формировании культур последующих эпох.

 

Богатые запасы медных руд Центрального Казахстана стали основой для развития мощного очага металлургии андроновской культуры.

 

На среднем этапе бронзового века население Казахстана придерживалось пастушеской или придомной, формы скотоводства.

 



Поселение Кент. Каркаралинский район

В период поздней бронзы (XIII—IX вв. до н.э.) в Центральном Казахстане существовала бегазы-дандыбаевская культура, которая сформировалась на основе андроновской культуры. Археологами изучены бегазы-дандыбаевские могильники Дандыбай, Бегазы, Айбас-Дарасы, Бугулы, Сангыру-1 и Сангыру-3; поселения Атасу-1, Акмустафа, Мыржик, Каркаралы-1, Каркаралы-2, Каркаралы-3 (Суыкбулак), Кент, Бугулы-1, Бугулы-2, Шортандыбулак и другие.

 

Люди бегазы-дандыбаевской эпохи перешли от пастушеского скотоводства к отгонному, которое являлось более эффективной формой экономического развития. Этот переход обеспечил предпосылки и условия формирования своеобразной степной цивилизации, созданной бегазы-дандыбаевским обществом. В эту эпоху появляются особо крупные поселения — прототипы древнейших городов. Лучше всего исследовано древнее поселение Кент в одноименных горах в Каркаралинском районе.

 

Эта культура получила название по характерным могильникам Дандыбай и Бегазы в Карагандинской области.

 

Могильник Бегазы находится в 30 км от поселка Актогай на правом берегу реки Бегазы. В комплекс могильника входит большое количество погребений разного времени и характера. Для строительства использовались огромные плиты из фанита весом до трех тонн. Особый интерес представляют надмогильные сооружения из камня. Бегазинские монументы представляют собой одно или двухкамерные постройки квадратной формы, стороны которых строго ориентированы по сторонам света. Стены внутреннего квадрата врыты в грунт и облицованы плоскими гранитными плитами, установленными вертикально или горизонтально, выложены из камня.

 

Племена этой культуры населяли территорию от восточных склонов Уральских гор до предгорий Алтая. Одним из главных признаков бегазы-дандыбаевской культуры является керамика, получившая название валиковая. Валик - налепной поясок из глины, который украшал горловину керамического сосуда. Валик, как хронологический эпохальный признак, был распространен очень широко по Евразийскому степному поясу от Алтая до Балканского полуострова. Валиковая керамика найдена во всех погребениях и поселениях бегазы-дандыбаевской культуры.

 

На поселениях Кент, Шортандыбулак, Бугулы-2 найдена керамическая посуда, сочетающая признаки ранние (федоровско-нуринские) и поздние (валиковые). Она свидетельствует о происхождении бегазы-дандыбаевской валиковой посуды от андроновской и преемственности андроновского и дандыбаевского населения. Андроновцы и дандыбаевцы не отличались по антропологическому облику. Изучение трех черепов из дандыбаевских погребений в могильниках Енбек-Суйгуш и Шоиндыколь в Баянаульских горах показало, что они относятся к андроновскому европеоидному типу. Следовательно, бегазы-дандыбаевцы были потомками андроновцев.

 

В бегазы-дандыбаевскую эпоху произошли существенные изменения в жизни людей. На смену комплексному скотоводческо-земледельческому хозяйству андроновцев пришло отгонное (яйлажное) скотоводство. При этой форме скотоводства пастбища распределяются на зимние и летние, либо зимой скот находится на стойловом содержании в поселке, а летом отгоняется на летовки. При этом способе хозяйствования со скотом на летние пастбища уходит все население поселка или его большая часть.

 

Жители Сарыарки в бегазы-дандыбаевское время разводили коров, лошадей, мелкий рогатый скот, держали собак. Объектами охоты были сайга, архар, кулан, кабан, марал, лось, волк, корсак, сурок, бобр, крупные птицы. Основу остеологических коллекций поселений составляют кости крупного и мелкого рогатого скота и лошади. Остатки дикой фауны не превышают 2%. Охота имела подсобное значение. Мясомолочной пищей бегазы-дандыбаевцев обеспечивала скотоводческая экономика.

 

«Не так высока была и подвижность бегазы-дандыбаевцев. Они жили по берегам рек и крупных ручьев в жилищах стационарного типа. Обычно в поселке было от 4-5 до 20 жилищ. Для их постройки выкапывали котлован глубиной около 0,5 м. Его стены укрепляли вертикальными каменными плитами, плиточной кладкой или плетнем из тала.

 

Очень важные результаты были получены при исследованиях памятников в Кентском горнолесном массиве, где было открыто грандиозное поселение Кент. Его площадь по правому берегу р. Кызылкеныш - 150 000 кв. м. Вместе с поселениями Алат, Алат-1, Алат-2, расположенными на левом берегу напротив Кента, общая площадь составляет 300 000 кв. м.

 

Кент по своей сути — город эпохи поздней бронзы.

 



Археологический лагерь

Городской статус древних поселений проявляется в ряде археологически фиксируемых признаков: 1 — площадь не менее 15 га; 2— численность населения не менее 5000 жителей; 3 — монументальная (храмовая) архитектура; 4 — сельскохозяйственная округа; 5 — ремесленное производство; 6 — торговля и обмен; 7 — социальная стратификация у обитателей города и его. Кент существенно превосходит их по размерам и количеству жилых и хозяйственных построек. Предполагаемая численность его обитателей — более 1500 человек.

 

Сельскохозяйственную округу Кента могли составлять синхронные ему небольшие поселения Акимбек, Домалактас, Кызылтас, Кызылтас-1, Найза, Байшора, Нарбас. На них в зимний период содержался скот под присмотром нескольких семей.

 



На археологических раскопках

На Кенте найдены великолепные резные изделия из кости и рога, украшенные филигранным орнаментом. Назначение многих предметов не выяснено. Но все изделия производились именно кентскими мастерами, поскольку найдены многочисленные заготовки, отходы косторезного ремесла и косторезные инструменты. Косторезное дело достигло уровня ремесленного производства, рассчитанного на реализацию продукции заказчикам или на рынок. Эти же мастера косторезы, вероятно, вырезали из пирофиллита предметы, назначение которых пока не удается определить однозначно. Они условно названы навершиями. На Кенте пока не удалось открыть местонахождение бронзолитейных мастерских. Видимо, это дело времени, ведь раскопано только около 2% площади памятника. Как и в мавзолеях, на Кенте имеется посуда инокультурного облика, которая составляет около 5% всей керамической коллекции, полученной в ходе раскопок. Найдены фрагменты сосудов, изготовленных на гончарном круге. Это явно привозная посуда. Основной регион нахождения такой керамики — Южный Узбекистан и Туркмения, отдельные экземпляры идентичны иранским прототипам. Другая линия сопоставлений кентской привозной посуды указывает на Восточное Приаралье. Еще один компонент импортной посуды имеет аналогии в керамике еловской и ирменской культур Западной Сибири. Появление импортной посуды на Кенте объясняется торговлей металлом. Многие районы Средней Азии и Западная Сибирь не имеют месторождений медной руды. Но потребности в металле заставляли население без рудных районов приобретать его на стороне. Огромные запасы медных руд Центрального Казахстана позволили бегазы-дандыбаевским горнякам и металлургам производить большое количество металла. Контроль над производством и распределением металла осуществляли вожди объединений, обитавших в горах Кент, Бугулы, Кызыларай и других горнолесных оазисах. Поселения Кент, Бугулы-2, Шортандыбулак были одновременно ставками вождей и торговыми центрами. Наряду с многочисленным скотом, торговля металлом служила средством обогащения правящих кланов. Не случайно Кент, Шортандыбулак, Бугулы-2, как и памятники Атасуского микрорайона (Мыржик, Акмустафа, Сангыру-3) и Улытауских гор — самые богатые по количеству находок. На малых поселениях, где и проживали рядовые пастухи, металлические изделия встречаются редко, нет резной кости и импортной керамики. Напротив, на поселениях городского значения много металла, резной кости, есть привозная посуда. А рядом с этими городскими центрами находились гробницы правящей элиты — мавзолеи. Богатые кланы обеспечивали спрос на предметы роскоши и престижа в виде резной кости и предметов из пирофиллита.



Рудник Алтынтобе. Бухаржырауский район

 

Таким образом, целый ряд аргументов позволяет предполагать городской статус Кента, что является одним из условий и признаков возникновения цивилизации. Следовательно, цивилизация и государственность в Казахстане зарождаются на рубеже II-I тыс. до н. э.

 

Появление городских центров в Сарыарке стало возможным благодаря эффективному скотоводству отгонного типа и массовому, товарному производству металла.

 

Бегазы-дандыбаевское общество состояло из крупных объединений племен-вождеств с сильными вождями во главе и находилось на стадии формирования государственности. Экономическими, административными, политическими и идеологическими центрами объединений вождеств были поселения в ранге города — Кент, Бугулы-2, Шортандыбулак.

 

Три тысячи лет назад степи Центрального Казахстана стали очагом становления оригинальной и яркой цивилизации.

 


Литература:

Акишев А.К. Эпоха бронзы Центрального Казахстана. Автореф. дис. канд. ист. наук. Л., 1953.

Алексеев В.П. Палеография СССР. /СА, 1972, № 1 Археологическая карта Казахстана. А., 1960.

Аскаров А.А. Типы оседлых поселений бронзового века и истоки урбанизации на юге Узбекистана. /Древние города. Л., 1977.

Ахинжанов С.М., Макарова Л.А., Нурумов Т.Н. К истории скотоводства и охоты в Казахстане. А., 1992.

Варфоломеев В.В. Бегазы-дандыбаевские погребальные сооружения могильника Карагаш. /Вопросы археологии и этнографии Центрального Казахстана. Караганда, 1982.

Варфоломеев В.В. Кент и его округа (некоторые итоги палеоэкономического и социокультурного анализа памятников Восточной Сарыарки). /Степная цивилизация Восточной Евразии. Т. 1. Древние эпохи. Астана, 2003.

Варфоломеев В.В. К вопросу «о мощном миграционном потоке бегазы-дандыбаевских племен. /Социально-демографические процессы на территории Сибири (древность и средневековье). Кемерово, 2003а Геродот. История. Л., 1972.

Варфоломеев В.В. Сары-Арка в конце бронзовой эпохи. Автореф. дисс. канд. ист. наук. А., 1991.

Генинг В.Ф. Этнический процесс в первобытности. Опыт исследования закономерности зарождения и раннего развития этноса. Свердловск, 1970.

Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В. Синташта. 1. Челябинск, 1992.

Грязнов М.П. Памятники карасукского этапа в Центральном Казахстане. /СА, 16, 1952.

Грязнов М.П. Этапы развития хозяйства скотоводческих племен Казахстана и Южной Сибири в эпоху бронзы. /КСИЭ, вып. 26, 1957.

Демографический энциклопедический словарь. М., 1985.

Евдокимов В.В., Варфоломеев В.В. Эпоха бронзы Центрального и Северного Казахстана. Караганда, 2002.

Евдокимов В.В., Ткачев А.А. Работы Карагандинского отряда. /АО — 1978. М., 1979.

Евдокимов В.В. Исследования отряда Карагандинского университета /АО - 1979. М., 1980.

Евдокимов В.В. Работы Карагандинского отряда. /АО - 1980. М., 1981.

Евдокимов В.В. Народонаселение Степного Притоболья в эпоху бронзы. Автореф. дисс... канд. ист. наук. Киев, 1984.

Евдокимов В.В. Историческая среда эпохи бронзы степей Центрального и Северного Казахстана. А., 2000.

Евдокимов В.В. Эпоха бронзы степей Центрального и Северного Казахстана. Автореф. дисс...д-ра ист. наук. А., 2001.

Зданович Г.Б. Периодизация и хронология памятников эпохи бронзы Петропавловского Приишимья. Автореф. дисс...канд. ист. наук. М., 1975.

Итина М.А., Яблонский Л.Т. Мавзолеи Северного Тагискена. Поздний бронзовый век Нижней Сырдарьи. М., 2001.

Кузьмина Е.Е. Древние скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе, 1986.

Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? Материальная культура племен андроновской общности и происхождение индоиранцев. М., 1994.

Кукушкин И.А. Культ огня у племен Казахстана в эпоху бронзы: динамика, функции. Автореф. дисс.канд. ист. наук. А., 1993.

Ломан В.Г. Гончарная технология населения Центрального Казахстана второй половины 2-готысячелетия до н. э. Автореф. дисс. канд. ист. наук. М., 1993.

Маргулан А.X. Главнейшие памятники эпохи бронзы Центрального Казахстана. /Вестник АН КазССР, 1956, №3(132).

Маргулан А.X. Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана. А., 1979.

Маргулан А.X., Акишев А.К., Кадырбаев М.К., Оразбаев А.М. Древняя культура Центрального Казахстана. А., 1966.

Маргулан А.X. Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана. А., 1979.

Массой Е.М. Экономика и социальный строй древних обществ. Л., 1976.

Нурумов Т.Н., Макарова Л.А. Домашние и дикие животные эпохи энеолита и бронзы Центрального и Северного Казахстана. /Проблемы палеоэкономики Казахстана по археологическим данным. А., 1988.

Сальников К.В. Бронзовый век Южного Зауралья (андроновская культура). /МИА, 21, 1965.

Ткачев А.А. Центральный Казахстан в эпоху бронзы. Ч. 1,2. Тюмень, 2002.

Шнирельман В.А. Происхождение скотоводства. М., 1980.

 

 

Ранний железный век

Железный век – третий после каменного и бронзового веков крупный археологический период. Его первая стадия получила название ранний железный век.

 

Так была названа важнейшая эпоха в истории человечества, начало которой совпадает с началом широкого применения этого металла. С начала I тыс. до н. э. вплоть до настоящего времени железо является основой материальной культуры всего человечества. С этим металлом связаны все важные открытия в области производственной технологии этого времени.

 

Железо - особый металл. Оно имеет более высокую, чем медь, температуру плавления. В чистом виде железа в природе нет, а процесс выплавки его из руды очень труден из-за его тугоплавкости.

 

Начало раннего железного века в Казахстане приходится на VIII-VII вв. до н.э.

 

С наступлением раннего железного века на просторах Евразии происходят поистине глобальные изменения в жизни степных этносов. Эта эра совпала с переходом пастушеских, скотоводческо-земледельческих племен, проживавших в степях от Монголии на востоке до Дуная на западе, к подвижным формам скотоводческого хозяйства, в основе которых лежит строгая система посезонной регламентации пастбищ и водных источников. Эти особые формы ведения степного скотоводческого хозяйства в европоцентрической науке нового и новейшего времени получают название «кочевого», «полукочевого хозяйства».

 

Переход к новым формам ведения скотоводческого хозяйства явился результатом развития экономики племен бронзового века, живших в особых условиях степных экосистем. Основы этой формы хозяйствования сложились уже период финальной бронзы, в бегазы-дандыбаевскую эпоху. По мнению специалистов, к переходу на подвижные формы скотоводства способствовало не только внутреннее развитие населения степей, но и усыхание степей вследствие постепенного изменения климата. Для той эпохи этот переход был явлением прогрессивным, он давал возможность максимально использовать природные ресурсы степей.

 



Курган Нуркен, (коридор-дромос (вид с запада)

С началом раннего железного века в степях Евразии образовываются крупные племенные объединения. Столкновение их интересов, специфические взаимоотношения с окружающими оседло-земледельческими народами порождающие определенную военизацию их обществ. На исторической арене появляются народы, которых греки и персы назовут «скифами», «саками», «савроматами» Благодаря этническому родству, одинаковому уровню развития и образу жизни, тесным связям, создаются близкие культуры. В скифо-сакскую эпоху в материальной культуре племен появляются особые типы вооружения, конского снаряжения, получает широкое распространение своеобразное искусство, получившее название «скифо-сакский звериный стиль». Иногда эти три стороны материальной культуры степного населения раннего железного века называют «скифской триадой».

 

Степное население раннего железного века быстро развивается, процветает металлургия, торговый обмен. Появляются представители богатой племенной верхушки: «цари», военная знать. Распространяются большие «царские» курганы, сложные усыпальницы, где погребены с умершими представителями знати значительные по своей ценности изделия, в числе которых украшения, оружие и др.

 

В современной науке высказываются мнения о достижении общества степного населения раннего железного века раннегосударственного уровня. Относительно уровня развития степных народов I тыс. до н. э. сибирскими учеными предложен термин «Степная цивилизация».

 



Тасмолинская культура

На территории Центрального Казахстана эта эпоха представлена памятниками тасмолинской археологической культуры. Известный казахстанский археолог М.К. Кадырбаев определял ее хронологические рамки VII-III веками до н.э., выделяя два этапа в ее развитии. Характерным типом памятников тасмолинской культуры являются так называемые курганы с «усами». Это сложные погребально-поминальные комплексы, сооружавшиеся из камня. Они обычно состоят из трех частей: большой курган, малый курган и каменные дорожки в виде полудуг («усов»), длиной от 60 до 200 м. Эти «усы» примыкают к курганам и всегда обращены на восток. Под большим курганом в грунтовой яме, глубиной около двух метров находится захоронение человека. В малом кургане, как правило, встречаются останки коней – скелеты, или их части, глиняные сосуды. А иногда только следы огня в виде углей и обожженного грунта.

 

Для чего строились курганы с «усами»? Известна гипотеза астрономического назначения курганов с «усами». По мнению биолога и энтузиаста археологии П.И. Мариковского, курганы с «усами» были древними обсерваториями и служили для наблюдения за звездным небом, солнцем и луной, для определения времен года. Возможно, что комплексы с «усами» могли использоваться для астрономических определений, но это вряд ли было главным при их строительстве. Иногда такие курганы находятся на расстоянии нескольких километров друг от друга, на некоторых могильниках имеется по два кургана с «усами». Зачем строить две «обсерватории», когда для наблюдений за небом достаточно и одной? Наиболее обоснованно мнение М.К. Кадырбаева, который считал, что комплексы с каменными «усами» были сооружениями погребально-ритуального назначения и отражали идеи солнечного культа, существовавшего у тасмолинских племен.

 



Курган Нуркен. Каркаралинский район

К настоящему времени условно определен основной ареал курганов с «усами». По временным данным, на территории Казахстана открыто свыше 300 памятников. Эти данные ежегодно пополняются. Основной ареал охватывает Центральный и Северный Казахстан (Кокшетау), а также степные пространства западной части (Абыралы, Шынгыстау, Шубартау) современной Восточно-Казахстанской области. Здесь сосредоточено свыше 80% от общего числа курганов с «усами» Казахстана.

 

География этой основной массы курганов с «усами» связана с ареалом тасмолинской культуры.

 



Тасмолинская культура

В целом, тасмолинская культура изучена на основании материалов курганных захоронений. Данные, легшие в основу характеристики этой культуры, образуют три известных блока: а) предметы вооружения; б) конская сбруя; в) культовые изделия, украшения и предметы быта. В обществе тасмолинцев были прекрасные мастера бронзолитейного дела. Именно из бронзы выполнены все ведущие категории материальной культуры. Железные изделия (ножи, псалии, бляшки) появляются уже на первом этапе (VII-VI вв. до н. э.). Тасмолинские наконечники стрел раннего этапа - двуперые втульчатые и трехперые с относительно длинным черешком - генетически восходят к наконечникам бегазы-дандыбаевской культуры. Характерны кинжалы с брусковидным, грибовидным навершием и фигурным эфесом; боевые наборные пояса. В конскую узду входят удила со стремечковидными окончаниями, бронзовые или роговые псалии с тремя отверстиями. Среди предметов культа имеются дисковидные бронзовые зеркала с ручкой-петелькой на обороте, каменные жертвенники-алтарики, плоские или на 4-х, 6-ти невысоких ножках. Для прикладного искусства типичны золотые фигурки тигров, бронзовые скульптуры таутеке, гравированные на бронзовом зеркале фигуры кабана и лося, роговые пряжки в виде свернутых в спираль кабанов. В виде фигуры кабана отлита ручка одного массивного зеркала с фигурным бортиком. К концу раннего этапа появляются многофигурные композиции в стиле так называемой «зоологической головоломки». Одна из них - сюжет на роговой пряжке - находит удивительную аналогию в алдыбельских памятниках Тувы. Найдены ювелирные изделия, украшенные техникой зерни и инкрустации. На втором этапе происходят изменения в материальной культуре: приходит стандартная форма бронзовых трехлопастных втульчатых наконечников стрел, уменьшаются зеркала, гораздо шире используется железо и т. д. Третий, коргантасский этап, является периодом завершения тасмолинской культуры. Наряду с сохранением некоторых старых элементов культуры (наконечники стрел, уздечные бляшки и др.), появляется ряд инновации, особенно в погребальном обряде (внутримогильные головные жертвенники).

 

Тасмолинская культура раннего железного века бытовала на всей территории Казахского мелкосопочника. Изученные памятники, определяют западную границу культуры в районе гор Улытау, южную - по Северной Бетпакдале и Северному Прибалхашью, восточную — по пришидертинским и баянаульским степям и далее к югу до Шубартау. Именно в этих пределах находятся открытые и известные курганы тасмолинской культуры. Есть смежные территории, где в будущем ожидается открытие памятников этой культуры (степные пространства до хребта Шынгыстау).

 

На этой большой территории племена раннего железного века расселялись неравномерно. Основная часть населения концентрировалась в горно-степных районах.

 

В раннем железном веке, когда обитали тасмолинские племена широко распространился новый прогрессивный тип хозяйствования – кочевое скотоводство. Почти на три тысячелетия оно стало главным занятием жителей степей. Кочевники освоили всю территорию степей, создали мощные кочевые объединения, которые стали прообразами будущих кочевых империй.

 

 


Литература:

 

Бейсенов А.З. К вопросу о выделении памятников коргантасского типа в Восточной Сарыарке (вторая половина - конец 1 тыс. до н. э.). /Этнокультурные процессы на территории Казахстана (древность, средневековье, современность). А., 1995.

Бейсенов А.З. Погребальные памятники и культово-ритуальные сооружения древних номадов Центрального Казахстана (7-1 вв. до н. э.). Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. А., 1997.

История Казахстана. Т. 1. А., 1996.

Кадырбаев М.К. О некоторых памятниках ранних кочевников Центрального Казахстана. /ИАН КазССР, 1958, Серия истории, археологии и этнографии, Вып.1(6).

Кадырбаев М.К. Памятники ранних кочевников Центрального Казахстана. /ТИИАЭ, Том 7, Археология, 1959.

Кадырбаев М.К. Исследование кургана с каменными грядами в Джамбульской области. /ВАН КазССР, 1959а, №7.

Кадырбаев М.К. Памятники кочевых племен Центрального Казахстана (VII век до н.э. - VI век до н.э.). Автореф. дис. ...канд. ист. наук. А., 1959.

Кадырбаев М.К. Могильник Сангыру-2. /Новые материалы по археологии и этнографии Казахстана. ТИИАЭ. Том 12. А., 1961.

Кадырбаев М.К. Памятники тасмолинской культуры. /Древняя культура Центрального Казахстана. А., 1966.

Кадырбаев М.К. Некоторые итоги и перспективы изучения археологии раннего железного века Казахстана. /Новое в археологии Казахстана. А., 1968

Кадырбаев М.К., Курманкулов Ж. Культура древних скотоводов и металлургов Сары-Арки. - Алматы, 1992.

Маргулан А.X. Бегазы - Дандыбаевская культура Центрального Казахстана. А., 1979.

Хабдулина М.К. Степное Приишимье в эпоху раннего железа. А., 1992.